Найти тему
Работа в Контуре

Кто такой фасилитатор и как он помогает достигать рабочих целей

Оглавление

Меня зовут Антон Белобородов, я руководитель команды фасилитаторов в Контуре. Я помогаю разным отделам в компании модерировать встречи, проводить сессии планирования, ретроспективы и решать конфликты. А еще обучаю фасилитации руководителей, HR-ов и всех, кому это будет полезно. В статье расскажу, что такое фасилитация в целом, объясню, какая роль у фасилитатора и расскажу, почему вам тоже стоит освоить навык фасилитации.

Что такое фасилитация

Фасилитация — это набор инструментов и практик, которые позволяют эффективно организовать групповое обсуждение. У каждой фасилитационной сессии есть цель — это может быть планирование, решение конфликта внутри команды или что-то еще. В зависимости от цели и типа сессии фасилитатор выбирает конкретные инструменты, которые помогают выстроить диалог и достичь результата. Вот 5 популярных типов фасилитационных сессий в Контуре:

  1. Летучки. Цель — узнать, что происходит у каждого члена команды, над какими задачами он работает, с какими сложностями сталкивается и в чем нужна помощь. Летучки помогают находиться в одном информационном поле и наладить процессы. Обычно они длятся 30-120 минут и проходят раз в 1-2 недели. Чаще всего роль фасилитатора на такой сессии занимает руководитель команды.
  2. Мозговой штурм — это одна из самых известных фасилитационных сессий. Ее цель — сгенерировать большое количество идей всей командой и, возможно, отобрать самые подходящие варианты.
  3. Ретроспектива — сессия, которая помогает взглянуть на проект со стороны и подвести по нему итоги. Разобрать успехи и неудачи, продумать, как над ними поработать и улучшить эффективность команды.
  4. Сессия планирования — обычно на ней планируют будущие проекты или развитие команды. На сессии можно разработать стратегию, тактику, синхронизироваться с вышестоящим руководством и многое другое.
  5. Организационная сессия — помогает наладить рабочие процессы как внутри команды, так и между разными командами. Решить конфликты и недопонимание, выработать ценности.

Что делает фасилитатор

Фасилитатор — это специалист, который работает с разными командами — и разработкой, и маркетингом, и продажами. Он помогает сформулировать цель фасилитационной сессии, разделить разговор на блоки, структурировать его и включить в обсуждение каждого участника. Фасилитатор модерирует беседу так, чтобы в итоге команда пришла к намеченным целям.

Перед сессией фасилитатор тесно общается с заказчиком — обычно это HR Business Partner или руководитель команды. Специалист снимает запрос и погружается в его проблему, формулирует цель, которую нужно достичь, и рисует прообраз результата. Затем подбирает подходящие инструменты и на их основе выстраивает сценарий фасилитационной сессии.

Можно сказать, что фасилитатор — зеркало для участников сессии. Один из главных принципов, которым он руководствуется — уважительное отношение ко всем точкам зрения. Фасилитатор не занимает позицию ни одной из подкоманд, а наоборот, старается собрать все мнения и помочь команде проверить их на прочность. Он делает так, чтобы конфликты не разгорались, одна подкоманда не доминировала над другой и выводит на диалог тех, кто молчит.

Основные техники фасилитации

Чтобы спланировать фасилитационную сессию, нужно подобрать ряд инструментов, которые помогут достичь цели. Это позволит максимально сфокусировано, энергично и искренне обсудить самые актуальные для команды вопросы. Таких инструментов десятки, поэтому попробуем остановиться на нескольких самых популярных.

Check in — инструмент для того, чтобы включить каждого участника в фасилитационную сессию. Фасилитатор, используя эту технику, задает участнику 1-3 вопроса, дает 3-5 минут на подумать, и дальше все высказываются по очереди. Вопросы могут быть такие: “Зачем я здесь?”, “Чего я хочу достичь на этой встрече?”, “Что поможет мне быть эффективным?”.

Когда применять: инструмент подходит для любого типа сессий. С его помощью вы сможете установить контакт с командой.

SWOT-анализ — эта методика помогает проанализировать текущую ситуацию, увидеть трудности, найти и отобрать решения. Если в одной команде сразу несколько направлений работы, можно предложить по каждому сделать SWOT-анализ еще до самой сессии. И на ней каждый участник мог бы выступить с презентацией, обсудить ситуацию в моменте.

Когда применять: если нужно проранжировать факторы, влияющие на работу команды.

Алгоритм Pinpoint — помогает создать вовлекающую дискуссию. Механика такая — нужно поставить ключевой вопрос, собрать идеи на этот счет и разделить их по группам. Дальше — проранжировать их по шкале важности и проанализировать полученный результат. Затем разделиться на группы и начать искать решения, а в конце — вместе наметить план действий.

Когда применять: алгоритм хорошо подходит для сессий планирования.

Динамическая фасилитация — поможет структурировать эмоционально-заряженное обсуждение. Для использование этой техники нужно заранее подготовить шаблоны, где можно зафиксировать проблемные вопросы, факты и сомнения. Это поможет сделать так, чтобы каждый из участников был услышан. На следующей фасилитационной сессии можно начать планировать путь на основе предыдущей.

Когда применять: если хочется посмотреть на ситуацию/задачу/проблему с разных сторон и глубинно обсудить доклады.

Как и зачем развивать навыки фасилитации

Навыки фасилитации актуальны не только для непосредственно фасилитаторов, но и для тех, кто много взаимодействует с людьми и руководит командой. Знание техник и умение их применять поможет вам проводить рабочие летучки, устраивать синхроны с командой и ретроспективу.

Например, в Контуре многие руководители вырастают внутри. Они развивают управленческие компетенции и компетенции личной эффективности, участвуют в конференция, работают на результат. Для того чтобы им было легко адаптироваться в новой роли в Корпоративном Университете разработаны и проводятся программы развития для разного уровня руководителей. Одной из тем этих программ является фасилитация.

В курсе по фасилитации разбирают азы: рассказывают, что это такое, где можно применять различные техники, какие бывают этапы принятия группового решения и многое другое. Вторая часть обучения — очные тренинги, где участники сами фасилитируют небольшие команды, учатся создавать сценарий сессии, изучают ее этапы.

Если вам тоже интересно расти в профессии, развиваться как руководителю и прокачивать навыки фасилитации, переходите на сайт с вакансиями Контура.