Найти тему
Журнал Автограф

Нужна ли Барнаулу «зеленая революция» и что она даст городу

На первый взгляд, кажется, что в Барнауле много зелени. Приглядевшись, понимаешь: она не везде ухожена. В то же время, горожане сами часто тормозят благоустройство, протестуя против вырубок даже аварийных деревьев. Погуляв по гибнущим без должного ухода скверам и аллеям, начинаешь допускать: нет дыма без огня. Все ли так безнадежно? Оттенки «зеленого» вопроса этим летом обсудили архитекторы, бизнесмены, политики, ученые и общественники. И вот, к каким выводам они пришли.

В Барнауле нет парков

Жар дискуссии на больную тему разгорелся в стенах «Сибиркой медиагруппы». На очередном заседании «Точки зрения» был аншлаг. Удобная площадка собрала рекордное число участников. Среди них эксперты, представляющие практически все сферы жизни общества.

«Парковую» часть вопроса традиционно поднял руководитель краевого Фонда имущества и управляющий «Изумрудным» Владислав Вакаев.

Спикер начал обсуждение с беспрецедентного заявления: «В Барнауле нет «настоящих» парков». Как тут же выяснилось, ни одна из зеленых зон города не соответствует советским парковым стандартам. Вдобавок мест для тихого отдыха тоже не очень-то хватает.

Свои выводы эксперт аргументировал цифрами. Во-первых, размер общегородского парка по ГОСТу СССР не может быть меньше 15 га с площадью озеленения от 70% до 80%. Во-вторых, на каждом гектаре должны расти 300 деревьев и 2,4 тыс. кустарников. И это не считая благоустройства: дорожек, лавочек, урн, освещения и т.д.

По словам Вакаева, сегодня ни один из парков Барнаула не соответствует данным стандартам. Так, «Изумрудному» нужно еще не менее пяти лет, чтобы дотянуть до советских нормативов. Поэтому формально к ГОСТовским паркам можно отнести только «Юбилейный». Но преимущественно за заросли. Благоустройство здесь только началось.

— В то же время, парки – такая же часть инфраструктуры, как электричество, водоснабжение, канализация, дороги, общественный транспорт и т.д. Они, как и любые зеленые уголки, жизненно необходимы людям, – подчеркнул Вакаев.

Ученые-биологи охотно поддерживают данное утверждение. Они уверены: за счет выделения фитонцидов и кислорода зеленые насаждения улучшают экологию Барнаула. В частности, зеленый цвет крон благоприятно влияет на человеческую психику и понижает уровень агрессии.

-2

Молчание ипотечников

Однако далеко не все люди осознают важную роль таких зон для отдыха.

— В Барнауле выросло целое поколение людей, отвыкших от общегородских парков. Они считают, что это должны быть некие огороженные места с тремя деревцами и пятью аттракционами. Именно поэтому меня часто спрашивают, когда в «Изумрудном» появятся сооружения для развлечений. Мой ответ: никогда, ведь это пространство совершенно иного формата, – пояснил спикер.

При этом эксперты понимают, что от горожан в ближайшее время особой активности ждать не стоит. Но в будущем все может резко измениться.

— Дело в том, что в городе живет много молодежи, часть – приезжие. Сейчас их главная задача — купить квартиру в ипотеку и зацепиться в Барнауле. Им пока не до парков. Но люди стали больше путешествовать. Они видят, какими стали другие города России и мира, поэтому уже начинают понемногу шевелиться. Так что общественный запрос скоро вырастет, – подчеркнул Вакаев.

-3

Древесная боль

А пока запрос растет, нужно уже думать о будущем, ведь скоро от зеленого «скелета» города может ничего не остаться. Своими выводами поделились авторы концепции озеленения краевой столицы — архитектор Андрей Атаджанов и доктор биологических наук, профессор АлтГУ Марина Силантьева.

Работая в тандеме, эксперты пришли к неутешительным выводам. Благодаря проведенному исследованию стало известно, что в Барнауле практически не осталось здоровой растительности. На сегодняшний день ученые насчитали чуть больше 2,5 тысяч здоровых деревьев и кустарников, что составляет только десятую часть от общей массы насаждений, изученных на 21-м ключевом участке города.

Биологи мониторили аллеи, скверы и зеленые зоны главных магистралей Барнаула. А это порядка 27 тыс. древесных растений (доминируют береза, клен ясенелистный и тополь бальзамический). Из них 48,8% насаждений оказались ослаблены, 31,6% сильно ослаблены, а 7,7% и вовсе умирают. И только 9,5% древесных растений подпадают под категорию здоровых.

Ниже нормы оказалось жизненное состояние деревьев и кустарников. До нее не дотянул даже парк «Изумрудный». Здоровьем также не блещет зелень проспекта Ленина, аллеи Чепурко, парков «Эдельвейс», «Лесная сказка», улицы Аванесова, сквера Химиков и т.д.

Еще одна «нехорошая» тенденция – грибковые заболевания, которые массово поражают растительность. На 48 видов зеленых насаждений приходится 35 представителей патогенных грибков.

— Растениям плохо, у них ослабленный иммунитет, и они нуждаются в том, чтобы их спасали от различных болезней. Качество почвы тоже оставляет желать лучшего: влажность ниже критического уровня, содержание в грунте полезных для деревьев веществ на нуле. Из всех изученных участков мы не нашли ни одного, где почва была бы обогащена необходимым количеством нужных для роста азотистых соединений, – рассказала Силантьева.

-4

Генплану не хватает зелени

Разработчики не только нагнали жути, но и подготовили вполне обоснованный ответ на вопрос «Что делать?».

Во-первых, реконструировать парки с сохранением их индивидуальности. Это крайне затратно, но стоит того. В России 1 га зеленой зоны в среднем обходится в 20 млн рублей, подсчитал Владислав Вакаев.

Во-вторых, внести свободные от застройки территории с растительностью в схему зеленого каркаса. В третьих, «обогатить» жилые кварталы скверами, аллеями и зелеными местами для отдыха и т.д. Список мер далеко не исчерпывающий. Они занимают немаленькую часть 500-страничной концепции озеленения города.

Ее реализация рассчитана на период до 2060 года. И барнаульские биологи уже продумали, какими должны быть первые шаги в «зеленое» будущее.

В частности, разработаны методические рекомендации по благоустройству, куда вошли 298 видов деревьев и кустарников и 161 вид многолетников (60 из них – розы), которые точно приживутся и украсят собой город. В их числе есть и лианы.

В борьбе за сохранение каркаса из зелени генплану отводится едва ли не сама ключевая роль. Андрей Атаджанов настаивает: концепция должна найти отражение в обновленной версии главного градостроительного документа краевой столицы.

-5

Ложка дегтя

Депутат Барнаульской гордумы и член градостроительного совета города Евгений Носенко добавил в футуристический и немного утопичный (как считает сам политик) пейзаж несколько приземляющих мазков. Он заметил, что при всей привлекательности разработанной концепции она далека от реального положения вещей.

Так, представленный в презентации природный парк на острове Побочень вписать в данном статусе в зеленый каркас города юридически не получится. Но и реализовать на улицах города красивую и стройную теорию непрерывной сети зеленых территорий, по его словам, также не удастся из-за разных статусов.

— Возьмем в качестве примера парк имени Ленина. Мы выходим из него, перешагиваем улицу Антона Петрова и упираемся в частные земли. Как с этим быть? В то же время мы понимаем, что здесь должен быть единый зеленый каркас, который выходит к администрации Ленинского района. Но пока это невозможно, – пояснил политик.

Он добавил, что архитекторам нужно исходить из текущей ситуации и опираться в первую очередь на ограничения. Только так концепцию можно будет хоть как-то использовать в реальной жизни.

-6

Столичный пример

В то же время, в Барнауле не оставляют надежду объединить общественные советы общегородских парков в одну структуру, наподобие «Мосгорпарка». Вопрос об этом подняли руководители существующих дирекций «Изумрудного» и «Юбилейного» Владислав Вакаев и Любовь Бельдеева.

— В бизнесе есть понятие экономии на масштабе, когда какая-то техника, технологии, кадры и прочее работают на несколько территорий. Мы это можем реализовать в отношении парков. Например, технику, которая есть в «Изумрудном» использовать для нужд «Юбилейного», – пояснил Вакаев.

Спикеры уточнили, что опираются на положительный опыт больших городов, где мера благополучно прижилась и приносит хорошие плоды. Далеко ходить не нужно, единая структура уже есть в том же Новосибирске. Объединенные дирекции также работают в Москве, Казани, Твери и т.д.

— Речь идет о некоммерческих организациях, которые могут получать федеральное финансирование на реконструкцию и текущее содержание, – подчеркнула Бельдеева.

-7

Банальная проблема

Но о какой дирекции может быть речь, когда зеленый вопрос встает все острее при уже существующих городских и частных структурах. «Жертвы» гибнут на глазах горожан – высаженные деревья засыхают, а клумбы превращаются в заросли.

Что касается муниципальных компаний, то объяснение простое – на обслуживание зеленых зон городу катастрофически не хватает финансирования. Об этом заявил гендиректор «Горзеленхоза» Александр Кузнецов.

Его организация уже 14 лет работает с зелеными насаждениями краевой столицы и нередко берется за исполнение не самых выгодных контрактов. Порой, приходится выполнять обязательства недобросовестных подрядчиков.

— Вопрос обслуживания зеленых зон – это общая проблема. Она заключается в нехватке финансирования. И нехватка эта колоссальная, – отметил эксперт.

Кузнецов пояснил: рыночная стоимость кошения одного квадратного метра газона составляет один рубль. А в муниципальные контракты заложена цена в 44 копейки за тот же квадратный метр. За такие деньги «Горзеленхоз» работает в трех районах Барнаула: Индустриальном, Октябрьском и Центральном.

Эксперт также отметил, что при подсчете снесенных деревьев мало кто понимает реальные масштабы вырубок. Например, в этом году с компанией Кузнецова мэрия заключила контракт на 700 деревьев, но параллельно работал муниципальный подрядчик «Благоустройство и озеленение». По словам эксперта, эта организация «успела скосить» еще 500 деревьев.

— Мы столько не высаживаем, чтобы покрыть все потери, – заметил он.

-8

Страдания на 30 млн рублей

Не лучше обстоят дела и на частных территориях. Так, «трагедия в зеленых тонах» разыгралась в жилом комплексе «Мичурин Парк». Компания «Адалин-Строй» заложила здесь большую аллею и обеспечила ЖК полноценным благоустройством. Однако после его передачи управляющей компании, зеленая зона пришла в упадок.

Возникшее противоречие между застройщиком и управляющей компанией обернулось гибелью зеленых насаждений, которые обошлись самим же жильцам в 30 млн рублей. По словам одного из соучредителей «Адалин-Строя» Рихарда Фаллера, благоустройство увеличило цену каждого «жилого квадрата» в «Мичурин Парке» минимум на 500 рублей.

Он подчеркнул, что повлиять на управляющую компанию не удается. Обращения в прокуратуру и жилищную инспекцию пока ничего не дают.

— Полагаю, новоселам пока не до этого. Никто из жильцов еще не отреагировал на ситуацию. Но я уверен, что спустя какое-то время вместо полноценной и красивой зеленой зоны они получат совершенно безрадостную картину. Мне, например, уже сейчас очень больно на это смотреть, – поделился Фаллер.

На первый взгляд, история «Адалин-Строя» кажется частной и местечковой, но за ней кроется довольно масштабная проблема, заметили другие эксперты. Она касается вопросов участия бизнеса в озеленении города. И в этой сфере далеко не все так гладко, как хотелось бы.

Одним приходится прорываться сквозь бюрократические дебри, чтобы спасти сквер. Речь идет о Фонде греко-римской Борьбы А.А. Кишицкого. Его руководство и ряд бизнесменов за счет собственных ресурсов решили спасти заброшенную территорию на пересечении улиц Горького и Чехова (за ТЦ «Пассаж»).

Другие, несмотря на солидный статус, вынуждены преодолевать тяжелые барьеры на пути реализации даже небольших проектов по участию в благоустройстве городских территорий. С проблемой два года назад столкнулся «Газпром», когда «пробивал» разрешение высадить несколько деревьев в Нагорном парке к своему 20-летию.

— К чему я веду этот разговор? Я хочу обратиться к властям с большой просьбой: когда люди готовы что-то сделать для города и вложиться в это, нужно идти навстречу. Или, хотя бы не мешать. Я полтора года выбивала разрешение убрать поросль. Ну, это же несерьезно, – посетовала представитель фонда Татьяна Пронина.

-9

Неисчерпаемая тема

Еще одна сторона медали – потребительское отношение к проявлениям доброй воли предпринимателей.

— Каждую весну и осень мы бесплатно даем разным организациям саженцы на нужды города. До 2015 года я даже сотрудничала с администрацией, пока не начались откровенные поборы. Когда все было корректно и красиво, я озеленяла за свой счет очень много территорий. И не против продолжить озеленять Барнаул, если к нам будет достойное отношение. Поверьте мне, найдется немало таких же, как я – из числа ландшафтных дизайнеров, частных организаций, – готовых безвозмездно помочь благоустроить ту или иную территорию, дать саженцы и т. д., – поделилась опытом директор компании «Парк Дизайн Групп» Инна Целовальникова.

Эксперт добавила, что в городе много маленьких пустых зон. Если на них высадить неприхотливые кустарники, то можно быстро и оптимально решить проблему с озеленением города. Сделать это под силу всем, начиная с органов местного самоуправления, заканчивая школьниками и рядовыми гражданами в рамках каких-то городских праздников и мероприятий.

Но все это начнет работать в случае, если «парадигма Лихтенштейна» уйдет на задний план, спокойно констатировал руководитель исполкома алтайского отделения «Общероссийского народного фронта» Сергей Войтюк и подчеркнул, что нужно перестать застраивать каждый квадратный сантиметр города, чтобы оставить немного земли и для растительности.

Под занавес дискуссия перешла в более спокойное русло. Страсти улеглись, а участники были вынуждены признать, что «зеленая» тема потребует дополнительной проработки. А это значит, вопрос будет не раз еще подниматься в той или иной плоскости.

Текст: Евгения Скаредова, фото: Олег Укладов.