- Я сказала: «Быстрее»! Мы опаздываем!! Сколько можно тебе повторять?!!
Раздраженный голос чьей-то мамы летит на всю округу. В садик опаздывают. Знакомо.
Хороший вопрос: сколько можно повторять? Сколько раз можно спокойно сказать что-то ребенку, прежде чем мы срываемся на крик?
Почему нам так трудно остановиться, почему это накатывает как лавина и взрывается где-то внутри, превращаясь в крик и раздражение? И вот я уже не Матерь Драконов, взрослая, сильная и готовая заботиться и защищать, а просто дракон, который не защищает, а нападает на своего же ребенка.
А ведь потом еще сверху прибивает чувством вины за свою несдержанность. И в итоге ты вымотана, разбита и кругом виновата.
Что же происходит?
В какой-то момент мы теряем устойчивость, и это выбивает нас из состояния взрослого, из родительской позиции. Здесь я уже сама – маленькая. Какой же из меня родитель? У меня нет ресурса говорить с ребенком как родитель, нет на это сил, я неустойчива. Поэтому я и отстаиваю свое мнение, как умеют маленькие дети – криком.
Но в детских ссорах крик – обычное дело, и ребенок может справиться с этим, он на равных с агрессором. Когда же кричит мама или папа – ребенку, ну как минимум, неуютно. А вообще-то очень страшно.
Чем можно помочь?
Начинать замечать в моменте, что сейчас со мной происходит? И понемногу останавливать себя, пусть сначала это будет уже когда я уже вошла в пике и кричу, затем получится чуть раньше, и в следующий раз - еще чуть-чуть раньше.
Заметить свою гневную реакцию – это уже посмотреть на себя с позиции взрослого. Без стыда и вины, а с заботой и вниманием. Да, я сейчас такая. Но я могу сделать (отреагировать) по-другому.
Признать, что вы сейчас теряете устойчивость. И бережно, не ругая себя, попробовать эту устойчивость вернуть.
Сколько мне сейчас лет? На кого я в самом деле сейчас кричу? На кого злюсь, обижаюсь, на кого нападаю? От кого защищаюсь?
Остановиться, выдохнуть. И с новым вдохом напомнить себе: я взрослая. А это - мой ребенок.
А садик? Да и черт с ним.
Автор: Трунова Ольга Владимировна