Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Кто из нас не испытывал страхи?

Величайшей научной революцией для нашего поколения

стало открытие, заключающееся в том,

что, изменяя свои внутренние установки,

люди могут оказывать влияние

на внешние стороны своей жизни.

Уильям Джеймс

Ощущение оцепенения перед дверью в темную комнату, боязнь пауков или змей, тревога перед ответом у доски в классе преследовали многих с детства.

Испытывать страх совершенно нормально, поскольку это здоровая защитная реакция организма, которая предостерегает нас от безрассудного риска либо подталкивает к определенным действиям и, тем самым, способствует выживанию.

В социуме доминирует мнение, что наличие страхов сродни помешательству, и от них нужно срочно избавляться. Но в психофизиологии существует иная позиция: во-первых, страх свидетельствует о способности мозга быстро схватывать, обрабатывать и фиксировать информацию, а значит - быстро учиться, а во-вторых, страх это инстинктивная реакция подсознания на опасность и попытка уберечь организм от этой опасности.

Встречаются люди, которые страшатся совершенно неопасных ситуаций и вещей. В таких случаях речь идет о фобии. Фобия представляет собой сильное стремление избежать столкновения с чем-то неприятным. В основе нее лежит иррациональный неконтролируемый страх или переживание чрезмерной тревоги в ожидании или присутствии определенного известного объекта. Например, страх, который возникает от одной мысли о необходимости выступать перед широкой аудиторией, называется логофобия. К самым популярным фобиям относятся: страх высоты (акрофобия), темноты (никтофобия), открытых пространств (агорафобия), боязнь высокой скорости (тахофобия), полетов на самолете (аэрофобия), страх пауков (арахнофобия) и собак (кинофобия). Особенность фобий заключается в доминировании эмоций и неадекватном использовании разума, что проявляется преувеличением опасности либо наличием дурных предчувствий в отношении совершенно обычной для большинства других людей ситуации.

Если рассматривать страхи с позиции возраста, то большая часть детских боязней недолговечна, с возрастом они преодолеваются и постепенно исчезают совсем. Исключение составляют витальные страхи, к которым относятся боязнь заболеть, умереть. Они остаются актуальными всегда, меняется лишь степень их актуальности для человека в зависимости от его возраста, жизненной позиции, наличия семьи, особенностей личности и др. В отличие от них, фобии взрослых самостоятельно не исчезают и даже могут усиливаться. Главный их минус заключается в блокировании попыток проявить свои способности, лучшие качества и яркие стороны личности. В результате человек упускает многие возможности и уникальные шансы.

Знаете ли вы, что в психологии существуют методы, которые позволяют заменить страхи и глубокую неуверенность в себе на способность действовать смело и свободно? У многих людей это ассоциируется с длительным и неприятным процессом лобового столкновения со своим страхом, что уже пугает и останавливает любые попытки разобраться с ним. Например, если вы вспомните любую пугающую вас ситуацию и понаблюдаете за собой в этот момент, то заметите, как эмоциональная память начнет активно погружать вас в эту ситуацию, и вы испытаете целый комплекс негативных ощущений, от сердцебиения до слабости и дрожи, в зависимости от силы страха. Такое состояние называется ассоциированностью. Оно загоняет человека внутрь пугающей его ситуации, и тогда он, наполненный страхами и тревогой, уже не видит из нее выхода.

Но если понять, сколько возможностей откроется при избавлении от боязни, и подобрать щадящий метод работы с ним, то проблема страха решается гораздо быстрее и легче.

Обычная фраза «точка зрения» в буквальном смысле предполагает рассмотрение ситуации с разных точек пространства. В таком случае каждая позиция будет источником новой информации, эмоций и ощущений. Способность посмотреть на себя со стороны называется диссоциированностью. Она представляет собой отстранение от собственных эмоций и ощущений через смену позиции, когда человек «занимает» место стороннего наблюдателя, вроде зрителя в театре, и наблюдает за происходящим со стороны. Такая позиция снижает остроту ощущений и освобождает сознание от поглощающих его волн эмоций. В таком свободном состоянии оно становится способным анализировать, размышлять, находить выходы и фиксировать их многообразие.

Проведем короткий эксперимент: выберите два воспоминания: одно приятное, другое неприятное. В течение минуты мысленно проживите по очереди обе ситуации. Обратите внимание, какой способ вы используете: вы эмоционально погружаетесь в нее, ассоциируясь с нею, либо рассматриваете ситуацию со стороны, как в кино, в состоянии диссоциированности? Если вы погружались в ситуацию, вне зависимости от качества воспоминания, выйдите из нее и посмотрите на себя со стороны. Как такой переход меняет ваши ощущения?

Когда вы ассоциируете себя с ситуацией, то подсознание по памяти начинает выдавать все ощущения (либо приятные, либо неприятные), которые у вас тогда возникали. При диссоциировании у вас возникают новые ощущения стороннего наблюдателя. После такого эксперимента становится понятно, какой прием лучше подходит для тех или иных воспоминаний. Скорее всего, вам захочется в состоянии ассоциированности вспоминать приятные ситуации, а неприятные — в состоянии диссоциированности. Это объясняется тем, что неприятные ситуации наполняют воспоминания негативом и, погружаясь в них, мы вновь возвращаемся в состояние тревоги, безысходности и страха. А приятные ситуации, наоборот, дают заряд позитива и чувство уверенности.

Например, перед ответственной речью при страхе публичных выступлений можно вспомнить ситуацию, в которой вы чувствовали себя успешным, лучшим, максимально довольным и погрузиться в нее. И тогда перемены в состоянии не заставят себя долго ждать, это отразится и на результатах выступления. И наоборот, в состоянии депрессии человек глубоко погружается в свои негативные переживания, что они поглощают его «с головой», и, подобно утопающему, он становится неспособным самостоятельно выйти из него.

Люди, склонные к быстрой смене настроения, зачастую бывают зависимы от ситуации, что говорит об их ассоциированности с каждым своим переживанием. Есть и противоположные им любители рассматривать собственную жизнь только с позиции наблюдателя. Обычно они эмоционально холодны, пассивны и избегают взаимодействия с людьми, дабы не травмировать себя излишними эмоциями.

Для избавления от донимающих страхов и получения удовольствия важно приобрести умение ассоциироваться с приятными и диссоциироваться с неприятными воспоминаниями. Это умение - важный ресурс для формирования положительной психологической установки и готовности к достижению новых результатов.

С позиции физиологии, воспоминания, вызывающие приятные ощущения, гораздо более полезны для вашего здоровья, нежели напряженность и скованность, вызванные неприятными переживаниями. Польза неприятных воспоминаний заключается только в ограничении себя от опасностей в ситуациях, когда это действительно рационально. Например, вы вспоминаете состояние оцепенения и ужаса, когда шли по темной улице поздно ночью и в каждом шорохе слышали приближающиеся шаги. Повторить такой ночной поход и воспроизводить эти переживания снова и снова вам вряд ли захочется. Вы же не мазохист!

Умение ассоциироваться в одних случаях и диссоциироваться в других станет важным инструментом изменения в сторону повышения вашей удовлетворенности жизнью!

Автор: Александр Кардашов