Третий начхим капитан-лейтенант Зимин Н.С. Отличный специалист, хотя и тоже молодой, настоящий НХС пла. Перспективный офицер. Я тогда чётко понял – что за такими парнями будущее. И на этом всё. В разное время на "Кондоре" служили техниками химической службы старшие мичмана Якубовский Руслан Иванович, Тополян Анушаван Борисович, Маркевич Сергей Иванович. Всем вышеперечисленным офицерам и старшим мичманам большое спасибо. Ну а Анушавану Борисовичу и Александру Олеговичу за эту красоту особенно. Это их мне подарок. Я до сих пор ношу его бережно и с удовольствием:
Перед выходом ремонта на финишную прямую "Кондор" принял боевой плавающий экипаж. Заступил я как-то дежурным по дивизиону, ночью сделал запись в черновом вахтенном журнале центрального поста, да и поднялся с мужиками перекурить. Смотрю - настроение невесёлое.
-"В чём дело-то, мужики? В ремонте же передохнуть после морей безвылазных - вроде за счастье?"
-"Это да. Но нам получку и отпускные задерживают, семьи в отпуск отправить не на что!"
-"Да ладно?! Боевому экипажу?!!"
-"Да…"
Отправил молодёжь вниз да побеседовал с теми, кто постарше. Познакомились мы ещё в прочном корпусе, и я ответил на риторический вопрос:
-"Что делать - то, ****ь, Геннадьич?"
Ответил креативненько. Поскольку вспомнил свои мытарства по этому поводу. Да и на ****ский, реально о**евший видяевский тыл я затаил личную обиду, ещё переводясь со 149 -ой на 192 -ую:
-"Хакеры на борту есть? Советую анонимно, из интернет-кафе выйти на администрацию Президента. А сможете - ещё выше! Естественно, я ничего Вам не говорил".
Хотите верьте, хотите нет, но вышли. И грамотно. Уж не знаю, премодуляция там не сработала или просто наверху был нужен реальный повод. Но, видимо, от незабываемой логической цепочки "Видяево – К-141" кого-то здорово дёрнуло. Мужики деньги получили. Всю видяевскую воровскую-тыловскую шайку-лейку разогнали к **ям. Рассказываю этот случай абсолютно без тени сарказма либо злорадства. Знаете, когда жизнь ставит всё на свои места и срабатывают фразы:
-"На флоте за добро - добро в квадрате, а за гавно - гавно в кубе" и -"Я не злопамятный. Но зло помню. А память у меня хорошая", меня это искренне и от души веселит.
Старший строитель заказа Лебедев Юрий Михайлович. Умнейший человек огромной силы воли. На него в последние месяцы ремонта в 2008 году было страшно смотреть. Осунулся до предела. Одна кожа да кости. Но выдержал. Выдюжил.
Скажу больше. Моё личное мнение - если бы Юрий Михайлович не был бы назначен старшим строителем 3003 заказа, спасение уникального "Кондора" было бы под большим вопросом! Это именно тот случай, когда "незаменимых нет, а заменить некем"...
Буквально сегодня выяснил - нет уже с нами рядом, с апреля 2011 года, Юрия Михайловича... Светлая ему память!
Это случилось вскоре после сдачи заказа зав. № 3003. Уже в больнице, он успел написать ремонтную ведомость на 3004 -ый заказ, который давали в ремонт заводу "под него" (Юрия Михайловича). Ушёл в апреле 2011 года от неизлечимого заболевания лёгких под названием ИФА.
...
Однажды мне пришлось воспользоваться своей властью и письменно произвести запрет на производство работ, опасных в радиационном отношении. Мой комдив Соколов поначалу пытался отговорить меня от этой затеи, но услышав моё:
-"Товарищ командир! Я в тюрьму сам не сяду и Вам не дам…" сразу проникся важностью момента.
Перед финальной стадией - энергетическим пуском реактора приехал кто-то с "большого" (эскадры пла) штаба Западной Лицы, собрал всех предполагаемых участников событий в каюте Лебедева Ю.М. и сказал:
-"…Завтра очень ответственное мероприятие. Но, к сожалению у нашего штаба плановая проверка на…(читай - если реактор ****анёт - нас не будет - и мы типа не при делах)))… а за орденами в море сходить на "Кондоре" не рассчитывайте - список составлен (и не собирались)))… но обращаю Ваше внимание, товарищи, на важность момента…"
Тут уже меня начало реально коро**ить и я решил уже сказать что-то в ответ. Но капитан 2 ранга Гена Лущенко (руководитель перезарядки реактора), офицер ПМ-12 меня опередил. Он резко поднялся и ещё резче ответил:
-"Не надо нас агитировать за Советскую власть! У Вас всё? Нам бы делом заняться!"
Впрочем, НЭМС эскадры капитан 1 ранга Лунёв Л.Н. на этом совещании даже не присутствовал. В целях экономии времени. И на пуск реактора остался. Без комментариев.
Вечером мой сосед через дорогу Батыр отмечал свой очередной день рождения с сослуживцами на борту ПКЗ-141. Я за стол не пошёл - вовсю шёл энергопуск реактора:
Всё окончилось удачно, но очень поздно. Домой я изначально не собирался, вот и присел с креветками, рыбкой, пивом (мужики оставили) и "ликёром шасси" собственного изготовления (варил из шила, рецепт - см. мой рассказ "Экипаж. Врач") отметить это дело. Вскоре компанию мне составил Володя Кублицкий (на фото справа, слева дивизионный психолог Задорожный Алексей Анатольевич):
заскочивший с контрактниками на ПКЗ продукты получить на завтра - экипаж "Кондора" питался на лодке, штатно. А с утра на пла произошло, как потом оказалось, пустяковое впрочем - то задымление в турбинном отсеке (так классифицировал мудрый Комфлота, поскольку по слову "пожар" отчётные документы делать за**ёшься) и я проклял всё. Впрочем, как и мой комдив Соколов - мы пообщались с ним пару минут на эту тему с утра.
Но делать нечего - я накинул ватник, взял пару человек ДВС и выдвинулся с десятью дежурными противогазами ИП-6 изображать аварийную партию. Не потому что мне делать было нечего или чтобы "дыхнуть" при случае на понаехавших проверяющих высокого ранга, а чтобы реально помочь в случае чего. Впрочем, в центральный я мудро спускаться не стал - нужен буду, вызовут - и попытался разобраться в ситуации, затаившись в ограждении рубки у входного люка. Выдыхая в основном через нос. Слышу обстановка рабочая - паники нет. Уже хорошо. И вдруг вижу поистине безумные глаза вылезающего на свет божий какого - то контрактника.
Без комментариев: -"...Тащ, Вы вниз не спускайтесь ни в коем случае! У нас на "Пскове" (систершип) в 35 -ом заводе так же всё было - она (лодка) потом опять гореть начнёт!! **аное ****ь железо, чтобы ты сгорело на***!!!".
Последняя фраза - без комментариев, повторюсь ещё раз!
Про годковщину. Боевой частью пять в крайнем на моей памяти экипаже "Кондора" командовал капитан 2 ранга В. Прытков. Умнейший Мужик, настоящий специалист. Обратился я к нему в центральном посту подлодки с просьбой оказать помощь в решении чисто "механического" вопроса. А он мне в ответ: -"Извините, занят." -"Жаль" - ответил я - "Когда я при Союзе оставался за флагманского, механики к моим просьбам относились с бОльшим уважением!" -"А Вы какого года выпуска?" -"1989 -го, поступил в СВВМИУ со второй попытки." И тут офицер резко принимает строевую стойку и начинает докладывать: -"Товарищ капитан третьего ранга!.." -"Вольно!" – перебил я - "Ну так как, поможете?" Конечно же, моя просьба была удовлетворена.
Бандуркин Владимир Александрович – начальник СРБ СРЗ "Штиль". Человек имеющий огромный опыт в вопросах обеспечения РБ аварийного судоремонта (а не только утилизации). Я Саныча помнил ещё с лейтенантов. С ним был заключён срочный трудовой договор и он был назначен ВрИО начальника ОЯРБ СРЗ "Выдра" конкретно в целях эффективного и скорейшего вывода пла "Кондор" из ремонта.
Вся радиационно-опасная многолетняя эпопея окончилась крайне удачно. И, слава Богу, воспользоваться подобной красотой никому не пришлось:
...
Но буквально накануне швартовных испытаний начхим пла капитан-лейтенант Зимин доложил мне о серьёзнейшей проблеме.
- "Ты же знаешь, что я обязан доложить об этом по команде? Командование пла в курсе?" - спросил я.
-"Да" - ответил НХС.
-"Пошли покурим… заодно выскажешь свои предложения." - сказал я.
Перекурили и всё подробно обсудили. К моему огромному сожалению, я не могу Вам рассказать, о чём конкретно идёт речь. Скажу лишь, что я принял решение взять на себя личную ответственность. И никому ничего не докладывать. С начхимом мы оба прекрасно знали, что проверить наши предположения мы сможем лишь по результатам работы реактора в различных режимах. Поэтому я и остался на "Кондоре".
А потом лодка молотила гребным винтом лёд – пошли швартовные испытания. Капитан 1 ранга Лунёв Л.Н., командовал механиками подлодки в центральном посту. Он занимал должность НЭМС*а штаба эскадры Западной Лицы. И на мой взгляд он - просто Мужик. Очень много лично сделал для выхода лодки из ремонта, и чтобы не терять время на поездки домой и обратно, часто ночевал в каюте прямо на ПКДП-4, у борта которого и стояла пла. На его вопрос:
-"Почему посторонние до сих пор на борту (он имел ввиду меня)?" старпом "Кондора" капитан 2 ранга Шитиков Андрей Николаевич широко улыбаясь, спокойно ответил:
-"Ему можно! Он заслужил…"
И добавил:
-"Женя, через 15 минут отходим и идём в Видяево. Ты с нами?"
-"Да нет уж, спасибо! Что мог - сделал, дальше уж сами, будьте любезны!"- ответил я.
Поскольку наши с начхимом Зиминым предположения полностью оправдались – с радиационной безопасностью всё было в полном порядке, из прочного корпуса я вылез абсолютно счастливый. С интересом наблюдая, как винт подводной лодки, которой я за столько лет отдал кусочек своей души, хреначит волну во все стороны, меняя обороты, я перекурил и отправился на ПКЗ. Не помню зачем зашёл в строевую часть соединения, и сказал леди С., в которую был тогда всерьёз влюблён:
-"Ведь многие сомневались! А Наша Титановая Красавица лёд по заливу гоняет!"
-"Вот так вот! " - ответила Она. В очередной раз мне улыбнувшись и одарив меня своим неповторимым лукаво-нежным взглядом.
...
Забавный случай. Я пообещал, при свидетелях, что платочком буду махать. Когда время придёт прощаться с "Кондором". А мужики вспомнили моё давнишнее обещание! Я стыдливо вышел на шкафут и махнул пару раз, да и забыл про это дело. А стоявший дежурным по штабу старший мичман Сергей Иванович подхватил инициативу и махал платочком ну ооочень долго. Пока его не остановил звонок какого-то там крутого сверхбдительного начальника:
-"Народу полный пирс, ждём телевидение, что вы себе позволяете?!".
Ну не знаю, как там с телевидением, а вот Вам момент ухода "Кондора" из бухты Кут в основной пункт базирования:
.
P.S. Подверился на всякий случай, хорошо есть у кого, самому уж очень интересно стало:
- "Молотит ли сейчас винтом "Кондор"?"
Ответ:
-"Да!"))).
Разрешите пожелать Вам, мои уважаемые читатели, чтобы и в Вашей жизни было большое и важное дело. Неважно, в какой области человеческой деятельности. Главное, чтобы Вам приятно было про него вспомнить и рассказать при случае. Как сегодня мне.
.
Приложение №1. О доверии. После вышеописанной поездки (повторного знакомства), больше никаких печатей на документах, подписываемых Александром Альгердовичем, ставить не пришлось. Достаточно было моей подписи.
Приложение №2. Что бывает, когда командир пла с шашкой наголо бросается защищать своего бездельника начхима, не разобравшись в ситуации.
Я доказал свою правоту, конечно. Но делать мне это было крайне неприятно. Я решил добавить "ein Tropfen Wermut im Freudenbecher" в свой рассказ Приложением №2. Поскольку иногда работать по ремонту "Кондора" было совсем не радужно.
Приложение №3. Выкинуть эту папку у меня рука не поднимается. Пусть лежит! Правда, не знаю, зачем... Может быть, как напоминание?
Приложение №4. Ссылка (я увидел передачу 23.05.21): ( https://www.youtube.com/watch?v=enD5n2YrmHE ). Мой комментарий: А холодильник в каюте командира пла "Нижний Новгород" остался тот же самый! Есть одна история, с ним связанная ))).
Приложение №5. Собственно говоря, сама зубатка (wolf-fish). Поверьте мне на слово, Титановой Красавице, как и этой милой рыбке, есть чем укусить противника!
Немного истории:
"....6 апреля 1993 года присвоено наименование Б-ХХХ «Зубатка».
1 октября 1994 года вошла в состав 7-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок с базированием на Западную Лицу. В 1995 году администрация Нижегородской области установила с экипажем лодки шефские связи. 25 марта 1995 года переименована в Б-ХХХ «Нижний Новгород».
Приложение №6. Обратная связь с читателями.
26.12.2020 - 23.08.2022
.