Найти тему
Исповедь начхима.

74 однремпл. Кондор. Часть третья.

Фото из сети интернет, свободный доступ.
Фото из сети интернет, свободный доступ.

Третий начхим капитан-лейтенант Зимин Н.С. Отличный специалист, хотя и тоже молодой, настоящий НХС пла. Перспективный офицер. Я тогда чётко понял – что за такими парнями будущее. И на этом всё. В разное время на "Кондоре" служили техниками химической службы старшие мичмана Якубовский Руслан Иванович, Тополян Анушаван Борисович, Маркевич Сергей Иванович. Всем вышеперечисленным офицерам и старшим мичманам большое спасибо. Ну а Анушавану Борисовичу и Александру Олеговичу за эту красоту особенно. Это их мне подарок. Я до сих пор ношу его бережно и с удовольствием:

Фото из личной коллекции автора.
Фото из личной коллекции автора.

Перед выходом ремонта на финишную прямую "Кондор" принял боевой плавающий экипаж. Заступил я как-то дежурным по дивизиону, ночью сделал запись в черновом вахтенном журнале центрального поста, да и поднялся с мужиками перекурить. Смотрю - настроение невесёлое.

-"В чём дело-то, мужики? В ремонте же передохнуть после морей безвылазных - вроде за счастье?"

-"Это да. Но нам получку и отпускные задерживают, семьи в отпуск отправить не на что!"

-"Да ладно?! Боевому экипажу?!!"

-"Да…"

Отправил молодёжь вниз да побеседовал с теми, кто постарше. Познакомились мы ещё в прочном корпусе, и я ответил на риторический вопрос:

-"Что делать - то, ****ь, Геннадьич?"

Ответил креативненько. Поскольку вспомнил свои мытарства по этому поводу. Да и на ****ский, реально о**евший видяевский тыл я затаил личную обиду, ещё переводясь со 149 -ой на 192 -ую:

-"Хакеры на борту есть? Советую анонимно, из интернет-кафе выйти на администрацию Президента. А сможете - ещё выше! Естественно, я ничего Вам не говорил".

Хотите верьте, хотите нет, но вышли. И грамотно. Уж не знаю, премодуляция там не сработала или просто наверху был нужен реальный повод. Но, видимо, от незабываемой логической цепочки "Видяево – К-141" кого-то здорово дёрнуло. Мужики деньги получили. Всю видяевскую воровскую-тыловскую шайку-лейку разогнали к **ям. Рассказываю этот случай абсолютно без тени сарказма либо злорадства. Знаете, когда жизнь ставит всё на свои места и срабатывают фразы:

-"На флоте за добро - добро в квадрате, а за гавно - гавно в кубе" и -"Я не злопамятный. Но зло помню. А память у меня хорошая", меня это искренне и от души веселит.

Старший строитель заказа Лебедев Юрий Михайлович. Умнейший человек огромной силы воли. На него в последние месяцы ремонта в 2008 году было страшно смотреть. Осунулся до предела. Одна кожа да кости. Но выдержал. Выдюжил.

Эта фотография предоставлена мне вдовой Юрия Михайловича, Еленой Алексеевной Лебедевой, и его сыном  Владиславом, по моей просьбе. Спасибо им огромное! На фотографии: только что заказ 3003 передан ВМФ.
Эта фотография предоставлена мне вдовой Юрия Михайловича, Еленой Алексеевной Лебедевой, и его сыном Владиславом, по моей просьбе. Спасибо им огромное! На фотографии: только что заказ 3003 передан ВМФ.

Скажу больше. Моё личное мнение - если бы Юрий Михайлович не был бы назначен старшим строителем 3003 заказа, спасение уникального "Кондора" было бы под большим вопросом! Это именно тот случай, когда "незаменимых нет, а заменить некем"...

Буквально сегодня выяснил - нет уже с нами рядом, с апреля 2011 года, Юрия Михайловича... Светлая ему память!

Это случилось вскоре после сдачи заказа зав. № 3003. Уже в больнице, он успел написать ремонтную ведомость на 3004 -ый заказ, который давали в ремонт заводу "под него" (Юрия Михайловича). Ушёл в апреле 2011 года от неизлечимого заболевания лёгких под названием ИФА.

...

Однажды мне пришлось воспользоваться своей властью и письменно произвести запрет на производство работ, опасных в радиационном отношении. Мой комдив Соколов поначалу пытался отговорить меня от этой затеи, но услышав моё:

-"Товарищ командир! Я в тюрьму сам не сяду и Вам не дам…" сразу проникся важностью момента.

Перед финальной стадией - энергетическим пуском реактора приехал кто-то с "большого" (эскадры пла) штаба Западной Лицы, собрал всех предполагаемых участников событий в каюте Лебедева Ю.М. и сказал:

-"…Завтра очень ответственное мероприятие. Но, к сожалению у нашего штаба плановая проверка на…(читай - если реактор ****анёт - нас не будет - и мы типа не при делах)))… а за орденами в море сходить на "Кондоре" не рассчитывайте - список составлен (и не собирались)))… но обращаю Ваше внимание, товарищи, на важность момента…"

Тут уже меня начало реально коро**ить и я решил уже сказать что-то в ответ. Но капитан 2 ранга Гена Лущенко (руководитель перезарядки реактора), офицер ПМ-12 меня опередил. Он резко поднялся и ещё резче ответил:

-"Не надо нас агитировать за Советскую власть! У Вас всё? Нам бы делом заняться!"

Впрочем, НЭМС эскадры капитан 1 ранга Лунёв Л.Н. на этом совещании даже не присутствовал. В целях экономии времени. И на пуск реактора остался. Без комментариев.

Вечером мой сосед через дорогу Батыр отмечал свой очередной день рождения с сослуживцами на борту ПКЗ-141. Я за стол не пошёл - вовсю шёл энергопуск реактора:

Скан из личной коллекции автора.
Скан из личной коллекции автора.

Всё окончилось удачно, но очень поздно. Домой я изначально не собирался, вот и присел с креветками, рыбкой, пивом (мужики оставили) и "ликёром шасси" собственного изготовления (варил из шила, рецепт - см. мой рассказ "Экипаж. Врач") отметить это дело. Вскоре компанию мне составил Володя Кублицкий (на фото справа, слева дивизионный психолог Задорожный Алексей Анатольевич):

Фото из личной коллекции автора.
Фото из личной коллекции автора.

заскочивший с контрактниками на ПКЗ продукты получить на завтра - экипаж "Кондора" питался на лодке, штатно. А с утра на пла произошло, как потом оказалось, пустяковое впрочем - то задымление в турбинном отсеке (так классифицировал мудрый Комфлота, поскольку по слову "пожар" отчётные документы делать за**ёшься) и я проклял всё. Впрочем, как и мой комдив Соколов - мы пообщались с ним пару минут на эту тему с утра.

Но делать нечего - я накинул ватник, взял пару человек ДВС и выдвинулся с десятью дежурными противогазами ИП-6 изображать аварийную партию. Не потому что мне делать было нечего или чтобы "дыхнуть" при случае на понаехавших проверяющих высокого ранга, а чтобы реально помочь в случае чего. Впрочем, в центральный я мудро спускаться не стал - нужен буду, вызовут - и попытался разобраться в ситуации, затаившись в ограждении рубки у входного люка. Выдыхая в основном через нос. Слышу обстановка рабочая - паники нет. Уже хорошо. И вдруг вижу поистине безумные глаза вылезающего на свет божий какого - то контрактника.

Без комментариев: -"...Тащ, Вы вниз не спускайтесь ни в коем случае! У нас на "Пскове" (систершип) в 35 -ом заводе так же всё было - она (лодка) потом опять гореть начнёт!! **аное ****ь железо, чтобы ты сгорело на***!!!".

Последняя фраза - без комментариев, повторюсь ещё раз!

Про годковщину. Боевой частью пять в крайнем на моей памяти экипаже "Кондора" командовал капитан 2 ранга В. Прытков. Умнейший Мужик, настоящий специалист. Обратился я к нему в центральном посту подлодки с просьбой оказать помощь в решении чисто "механического" вопроса. А он мне в ответ: -"Извините, занят." -"Жаль" - ответил я - "Когда я при Союзе оставался за флагманского, механики к моим просьбам относились с бОльшим уважением!" -"А Вы какого года выпуска?" -"1989 -го, поступил в СВВМИУ со второй попытки." И тут офицер резко принимает строевую стойку и начинает докладывать: -"Товарищ капитан третьего ранга!.." -"Вольно!" – перебил я - "Ну так как, поможете?" Конечно же, моя просьба была удовлетворена.

Бандуркин Владимир Александрович – начальник СРБ СРЗ "Штиль". Человек имеющий огромный опыт в вопросах обеспечения РБ аварийного судоремонта (а не только утилизации). Я Саныча помнил ещё с лейтенантов. С ним был заключён срочный трудовой договор и он был назначен ВрИО начальника ОЯРБ СРЗ "Выдра" конкретно в целях эффективного и скорейшего вывода пла "Кондор" из ремонта.

Вся радиационно-опасная многолетняя эпопея окончилась крайне удачно. И, слава Богу, воспользоваться подобной красотой никому не пришлось:

Скан из личной коллекции автора.
Скан из личной коллекции автора.

Скан из личной коллекции автора.
Скан из личной коллекции автора.
Скан из личной коллекции автора.
Скан из личной коллекции автора.

...

Но буквально накануне швартовных испытаний начхим пла капитан-лейтенант Зимин доложил мне о серьёзнейшей проблеме.

- "Ты же знаешь, что я обязан доложить об этом по команде? Командование пла в курсе?" - спросил я.

-"Да" - ответил НХС.

-"Пошли покурим… заодно выскажешь свои предложения." - сказал я.

Перекурили и всё подробно обсудили. К моему огромному сожалению, я не могу Вам рассказать, о чём конкретно идёт речь. Скажу лишь, что я принял решение взять на себя личную ответственность. И никому ничего не докладывать. С начхимом мы оба прекрасно знали, что проверить наши предположения мы сможем лишь по результатам работы реактора в различных режимах. Поэтому я и остался на "Кондоре".

А потом лодка молотила гребным винтом лёд – пошли швартовные испытания. Капитан 1 ранга Лунёв Л.Н., командовал механиками подлодки в центральном посту. Он занимал должность НЭМС*а штаба эскадры Западной Лицы. И на мой взгляд он - просто Мужик. Очень много лично сделал для выхода лодки из ремонта, и чтобы не терять время на поездки домой и обратно, часто ночевал в каюте прямо на ПКДП-4, у борта которого и стояла пла. На его вопрос:

-"Почему посторонние до сих пор на борту (он имел ввиду меня)?" старпом "Кондора" капитан 2 ранга Шитиков Андрей Николаевич широко улыбаясь, спокойно ответил:

-"Ему можно! Он заслужил…"

И добавил:

-"Женя, через 15 минут отходим и идём в Видяево. Ты с нами?"

-"Да нет уж, спасибо! Что мог - сделал, дальше уж сами, будьте любезны!"- ответил я.

Поскольку наши с начхимом Зиминым предположения полностью оправдались – с радиационной безопасностью всё было в полном порядке, из прочного корпуса я вылез абсолютно счастливый. С интересом наблюдая, как винт подводной лодки, которой я за столько лет отдал кусочек своей души, хреначит волну во все стороны, меняя обороты, я перекурил и отправился на ПКЗ. Не помню зачем зашёл в строевую часть соединения, и сказал леди С., в которую был тогда всерьёз влюблён:

-"Ведь многие сомневались! А Наша Титановая Красавица лёд по заливу гоняет!"

-"Вот так вот! " - ответила Она. В очередной раз мне улыбнувшись и одарив меня своим неповторимым лукаво-нежным взглядом.

...

Забавный случай. Я пообещал, при свидетелях, что платочком буду махать. Когда время придёт прощаться с "Кондором". А мужики вспомнили моё давнишнее обещание! Я стыдливо вышел на шкафут и махнул пару раз, да и забыл про это дело. А стоявший дежурным по штабу старший мичман Сергей Иванович подхватил инициативу и махал платочком ну ооочень долго. Пока его не остановил звонок какого-то там крутого сверхбдительного начальника:

-"Народу полный пирс, ждём телевидение, что вы себе позволяете?!".

Ну не знаю, как там с телевидением, а вот Вам момент ухода "Кондора" из бухты Кут в основной пункт базирования:

Образцово-показательное потрясающей чёткости фото. Автор-автор.
Образцово-показательное потрясающей чёткости фото. Автор-автор.

Ну и так себе качества, считаю ;). Спасибо сети интернет, свободный доступ.
Ну и так себе качества, считаю ;). Спасибо сети интернет, свободный доступ.

.

P.S. Подверился на всякий случай, хорошо есть у кого, самому уж очень интересно стало:

- "Молотит ли сейчас винтом "Кондор"?"

Ответ:

-"Да!"))).

Разрешите пожелать Вам, мои уважаемые читатели, чтобы и в Вашей жизни было большое и важное дело. Неважно, в какой области человеческой деятельности. Главное, чтобы Вам приятно было про него вспомнить и рассказать при случае. Как сегодня мне.

Скан из личной коллекции автора.
Скан из личной коллекции автора.

.

Приложение №1. О доверии. После вышеописанной поездки (повторного знакомства), больше никаких печатей на документах, подписываемых Александром Альгердовичем, ставить не пришлось. Достаточно было моей подписи.

Скан из личной коллекции автора.
Скан из личной коллекции автора.

Скан из личной коллекции автора.
Скан из личной коллекции автора.

Приложение №2. Что бывает, когда командир пла с шашкой наголо бросается защищать своего бездельника начхима, не разобравшись в ситуации.

Скан из личной коллекции автора.
Скан из личной коллекции автора.

Скан из личной коллекции автора.
Скан из личной коллекции автора.

Скан из личной коллекции автора.
Скан из личной коллекции автора.

Скан из личной коллекции автора.
Скан из личной коллекции автора.

Я доказал свою правоту, конечно. Но делать мне это было крайне неприятно. Я решил добавить "ein Tropfen Wermut im Freudenbecher" в свой рассказ Приложением №2. Поскольку иногда работать по ремонту "Кондора" было совсем не радужно.

Приложение №3. Выкинуть эту папку у меня рука не поднимается. Пусть лежит! Правда, не знаю, зачем... Может быть, как напоминание?

Фото из личной коллекции автора.
Фото из личной коллекции автора.

Приложение №4. Ссылка (я увидел передачу 23.05.21): ( https://www.youtube.com/watch?v=enD5n2YrmHE ). Мой комментарий: А холодильник в каюте командира пла "Нижний Новгород" остался тот же самый! Есть одна история, с ним связанная ))).

Приложение №5. Собственно говоря, сама зубатка (wolf-fish). Поверьте мне на слово, Титановой Красавице, как и этой милой рыбке, есть чем укусить противника!

Фото из сети интернет, свободный доступ.
Фото из сети интернет, свободный доступ.

Немного истории:

"....6 апреля 1993 года присвоено наименование Б-ХХХ «Зубатка».

1 октября 1994 года вошла в состав 7-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок с базированием на Западную Лицу. В 1995 году администрация Нижегородской области установила с экипажем лодки шефские связи. 25 марта 1995 года переименована в Б-ХХХ «Нижний Новгород».

Приложение №6. Обратная связь с читателями.

"Красавицы на отдыхе", автор - Алексей Смекалов. Дата (предположительно) - 08.03.2007 г.
"Красавицы на отдыхе", автор - Алексей Смекалов. Дата (предположительно) - 08.03.2007 г.
"Красавицы на отдыхе - 2", автор - Алексей Смекалов. Дата (предположительно) - 08.03.2007 г.
"Красавицы на отдыхе - 2", автор - Алексей Смекалов. Дата (предположительно) - 08.03.2007 г.

26.12.2020 - 23.08.2022

.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц