Тёплое летнее солнце уже практически скрылось за горизонтом, а Илья всё ещё сидел на скамейке в парке и пялился на спешащих мимо прохожих. В голове его до сих пор звучали резкие, ранящие душу слова Ольги:
- Ты скучный. Слишком положительный и скучный для меня. Поигрались и хватит, я ухожу от тебя.
А следом прозвучал её звонкий смех. Она всегда звонко и заразительно смеялась. Лёгкая, яркая, заметная - Ольга порхала по жизни, словно мотылёк. Илья никогда не думал, что она могла заинтересоваться таким, как он. Простой сельский парень, приехавший учиться в город, он сразу обратил внимание на красавицу, но старался не подавать виду.
А она всё поняла. Прожженная тусовщица, Ольга меняла парней, как перчатки, и скромный работящий Илья стал очередным трофеем в её коллекции. Игра в любовь надоела девушке достаточно быстро, но за это время Илья успел привязаться к ней и настроить в своей голове воздушных замков. Правда стала для парня ударом.
***
Слева послышались тяжёлые, шаркающие шаги. Илья обернулся и увидел сгорбленную старуху, которая, опираясь на кривую клюку, пристроилась рядом с ним на край скамейки.
Илья отвернулся и подумал уже было уходить. Краем глаза он наблюдал за незваной гостьей, она поправила сползающий с головы зелёный платок, откашлялась и проскрипела:
- Такой молодой, а глаза такие потухшие!
Илья покосился на старуху и промолчал, а она тем временем продолжила:
- Болит душа-то, милок?
- Болит, бабушка. Очень болит, - ответил Илья.
- Это хорошо, что болит. Значит, светлая душа. Тёмная почти не болит.
- Да лучше бы её не было, этой души! - в сердцах воскликнул Илья.
- Уверен? - хитро прищурилась бабушка.
- Да! - отрезал Илья.
Старуха порылась в своей замызганной сумочке и выудила оттуда небольшую, невзрачную шкатулку коричневого цвета. Илья с интересом наблюдал за старухой, та улыбнулась и протянула ему шкатулку:
- Открой её и подыши туда четыре раза. Не больше! Именно четыре раза! Станет легче.
Илья послушно открыл шкатулку и задумался. Бабушка тем временем, вздыхая, тихо бормотала про себя:
- Хрупкá душа человека, легко её ранить. Человек слаб. Но Господь, говорят, не даёт испытаний, которые мы не в силах пережить. На всё воля его...
Илья, слушая бормотание старухи, завис над шкатулкой. Все свои двадцать лет он старался жить по совести, осуждал тщеславие, наглость, цинизм и что в итоге? Наглые, злые, бездушные люди живут припеваючи, всё у них хорошо, а его использовали и выбросили, как ненужную вещь... Он решительно дыхнул в шкатулку ровно четыре раза, захлопнул её и протянул обратно старухе.
Та разочаровано вздохнула, убрала шкатулку в сумку и, с трудом поднявшись, не прощаясь, удалилась.
***
Вернувшись в общежитие, Илья поначалу не понял, что в нём что-то поменялось. С каждой минутой, с каждым шагом он чувствовал себя всё лучше и лучше. Появилась лёгкость, он готов был свернуть горы, его перестали беспокоить навязчивые мысли об Ольге.
Удивлённый моментальным изменением своего состояния и отчего-то невероятно утомлённый, он решил лечь спать.
***
- Илюх, ты чего разоспался? Опоздаем на пары! - Илья проснулся от того, что его теребил по плечу сосед по комнате Вадим, который являлся его лучшим другом.
Илья поднялся с кровати и потянулся. В голове было невероятно легко. Ни лишних мыслей, ни переживаний. Вадим внимательно посмотрел на друга и усмехнулся:
- Выглядишь лучше, чем вчера. Легче стало?
- Не поверишь, ещё как! - уверенно произнёс Илья.
- С чего вдруг?
- Не знаю. Просто... Просто теперь мне на всё плевать!
И действительно, с того памятного вечера Илья изменился. На занятиях он отвечал уверенно, не смущаясь и не переживая, что могут подумать о нём однокурсники. Он стал говорить и думать то, что хочет только он. Смущение, стыд, желание понравиться людям - всё куда-то испарилось. Голову его посещали только мысли о себе, о своей выгоде и благополучии.
Впервые Илья задумался, что это странно и неправильно, тогда, когда по их вузу прокатилась новость о смерти их любимого преподавателя, заведующего кафедрой Олега Андреевича. Девчонки-однокурсницы в аудитории плакали навзрыд, парни опустили головы. Олег Андреевич был весёлым, позитивным, приятным человеком, все студенты его очень любили и уважали. Для них скоропостижная смерть преподавателя действительно стала огромной потерей.
Для всех, кроме Ильи. Наблюдая за искренне скорбящими однокурсниками, Илья не чувствовал совершенно ничего. Полный ноль. Абсолютная пустота. Не дрогнула ни единая струна его души...
- Слушай, Илюха, давай сегодня Андреича помянем? - предложил Вадим.
Илья пожал плечами:
- Ну давай.
- Какой-то ты в последнее время тусклый, как зомби, - заметил Вадим.
- Да норм всё, Вадим, я просто пересмотрел свою жизнь. Нужно думать о себе и побольше на всех плевать, - усмехнулся Илья.
- Ну не до такой же степени, - подозрительно сказал Вадим.
Помянуть любимого педагога ребята решили в кафе, неподалёку от общежития. Примерно через час Илью стали раздражать скорбные лица друзей. Он крепился и не подавал вид, что ему надоело, что он хочет веселья, а не перетирать бесконечно, каким хорошим человеком был Олег Андреевич.
Илья молча, не сказав ни слова, поднялся со стула и вышел на улицу. Город кипел жизнью. Люди суетились, спешили куда-то, к своим заботам, к своим семьям. Илья смотрел на них и недоумевал: куда они все бегут? Зачем, для чего? Неожиданно он осознал, что у него нет никаких планов, никакой цели. Он никого не любит, никем не дорожит. Илья уже целую неделю не звонил матери сам, только неохотно брал трубку, когда она звонила ему. Он осознал, что абсолютно не скучает по родным. Нет желания увидеть любимую младшую сестру, отчима, с которым у него всегда были тёплые отношения, маму. Ничего.
Илья вздрогнул, когда кто-то схватил его за плечо. Он обернулся и увидел Риту, девушку, которая ему тоже нравилась, но не была такой яркой, как Ольга. Когда Ольга бросила его, у Ильи ещё промелькнула мысль, что с Ритой у них всё могло быть иначе, но теперь он смотрел на девушку и вновь ничего не чувствовал.
- Ты изменился, - прямо сказала Рита.
- Ну и что?
- Взгляд пустой, холодный, как у мертвеца. Что случилось, Илья? - Рита пристально вглядывалась в глаза Ильи, пытаясь рассмотреть в них искру, но ничего не находила.
- Я не знаю, Рит. Почему-то мне всё равно, на всё и на всех, - неожиданно для себя произнёс Илья.
- Может, ты заболел? - предположила Рита, взяла Илью за руку, но тут же испуганно отпрянула.
- Ты ледяной, как труп! - воскликнула Рита.
Илья посмотрел на свои руки, которые с каждым днём становились всё бледнее, вздохнул и бросился прочь, оставив удивленную Риту позади.
Он просто бежал куда-то, не разбирая дороги, словно пытаясь убежать от себя. Что это такое? Почему он стал таким? Ответ настиг его неожиданно.
Илья забежал во двор многоэтажек и остановился, чтобы отдышаться. Сзади послышались шаги. Илья обернулся и увидел двоих.
Они выглядели как люди, но их лица, освещаемые тусклыми уличными фнарями, говорили об обратном: сероватая кожа была изрезана морщинами, приоткрытые рты обнажали острые клыки, на лысых черепах красовались рога, а глаза были полностью чёрными, без белков и радужки.
Илья от неожиданности пошатнулся, но страха не почувствовал.
- Кто вы и что вам нужно? - спросил он.
- Мы за тобой. Точнее, за остатками тебя. Она ведь оставила тебе частичку, не велела делать пятый выдох.
- В смысле?
Один из незнакомцев шагнул в сторону Ильи и протянул к нему когтистую лапу.
"Бежать!" - промелькнула мысль в голове у парня.
А куда бежать? Что он оставил в шкатулке? Неужели свою душу? Илья резко развернулся и бросился наутёк, по направлению к парку, с которого всё началось.
Остатки его души говорили о том, что то, что с ним происходит сейчас, неправильно. Так не должно быть. Живой человек должен чувствовать эмоции: душевную боль, страх, сожаление, любовь, привязанность, радость, сострадание, должен скучать по близким, стесняться и переживать. Человек - не пустая кукла.
А Илья сейчас был пустой куклой, который испытывает лишь только недоумение от происходящего.
Отдышавшись, Илья осмотрелся. Да, это именно та скамейка, на которой безумная старуха протянула ему в руки шкатулку.
Вокруг было пусто - ни души. Илья сел на скамейку и задумался. Страха по-прежнему не было, сожаления тоже. Хотя, где-то очень глубоко внутри Илья испытывал что-то похожее на сожаление. А ещё возникло желание всё вернуть, как было.
Слева вновь послышались шаги, только на этот раз не тяжёлые и шаркающие, а бодрые, лёгкие, отдающие глухим эхом по пустому парку. На скамейку рядом с Ильёй присела молодая девушка слегка "рокерского" вида: на ней была одета чёрная косуха, кроссовки на платформе, рваные джинсы, а рыжие волосы собраны в небрежный хвост.
- Привет, Илья. Ты передумал, тебе нужна твоя душа? - улыбаясь и прищурив большие карие глаза, спросила она.
- А где... Бабушка? - удивлённо спросил Илья.
- На этот раз я не захотела быть бабушкой, - засмеялась девушка. Она сняла со спины рюкзачок, вытащила оттуда шкатулку и раскрыла её. В тот же миг из глубины загадочной вещицы по направлению к лицу Ильи потянулась белёсая полупрозрачная струйка. Илья жадно вдохнул её, и внезапно ощутил целую бурю эмоций.
Он услышал, как в кустах сирени поют сверчки, какой свежий, прозрачный воздух наполняет окрестности парка, а подняв глаза, увидел бескрайнее звёздное небо. Его захлестнула волна радости. А потом он вспомнил Олега Андреевича, как он шутил на последней лекции, как он терпеливо объяснял ему непонятую тему... И в груди сжался комок. Этот человек больше никогда не пошутит, не проведёт лекцию. Каково сейчас его жене, детям, родителям? Горячая слеза прокатилась по щеке. Сострадание, жалость...
Рита. Она осталась там, в полнейшем недоумении. Какой же он был дурак! Повёлся на размалеванную куклу, когда настоящая любовь была совсем рядом!
Странная хозяйка шкатулки с интересом наблюдала за выражением лица Ильи и улыбалась.
- Так лучше? - спустя пару минут, подождав, пока эмоции парня немного схлынут, спросила она.
- Кто вы? - вместо ответа спросил в свою очередь Илья.
- Не важно. У меня много имён и много обличий. Но ты можешь верить мне. Как видишь, я сохранила твою душу в целости и сохранности, пока ты сам не осознал, что без неё ты - это не ты. Когда душа болит, значит, ты жив. Значит, ты человек, а не только оболочка от него. Бог ничего не делает просто так, у него на всё свой промысел. И если он дал твоей душе испытание, значит он знает, что ты его выдержишь. Он раны залечит, нужно только подождать, и идти по жизни дальше, встречаясь на своём пути с горем и радостью, ненавистью и любовью, дружбой, привязанностью, сочувствием, горечью обид и счастьем встреч. Береги свою душу, человек!
Сказав последние слова, девушка вмиг исчезла, будто её и не было.
А Илья помчался обратно в кафе. На низенькой ограде сидела Рита и смотрела вдаль. Её глаза выражали грусть. Илья подошёл к ней и положил руку ей на плечо:
- Прости меня, Рит. За всё прости. И за Ольгу тоже.
Увидев в ответ её улыбку, Илья понял, что отныне всё у него будет хорошо. А если и не всё - то он это обстоятельно преодолеет.
Желающим выразить автору материальное спасибо:
Карта Сбербанк: 5469 6100 1290 1160
Номер кошелька Юмани:
4100112007733929
Почитать ещё: