Про “Пророка” я узнала из заметки на сайте журнала Interview, в которой журналистка рассказывала о том, что французскую криминальную драму хотят переснять в Голливуде, и о том, какие бы актёры подошли на основные роли.
Разумеется, фильм меня заинтересовал, очень люблю эту тему в кинематографе, не устаю восхищаться “Славными парнями”, “Крёстным отцом” и “Лицом со шрамом”. Поражаюсь себе, как могла пропустить картину.
Какой сюжет Un prophète
19-летний Малик Эль-Джебена осуждён на 6 лет. У него нет ничего и никого – ни профессии, ни навыков, ни семьи. Ему предстоит выживать в тюремном мире, где даже у осуждённых есть иерархия – мафия, подчинённые с разным статусом. И если правильно себя вести, можно отсидеть без потери жизни.
История фильма в киноискусстве
Фильм Жака Одиара Un prophète был принят восторженно, 97% критиков на Rotten Tomatoes дали ему положительную оценку. Заключение по фильму на сайте гласит, что "Пророк" с впечатляющей звёздной ролью новичка Тахара Рахима (Tahar Rahim) – это французский гангстерский фильм, наполненный захватывающими, непосредственными деталями".
Жак Одиар выбрал Тахара Рахима на роль молодого французского араба, потому что тот напомнил ему молодого Матьё Кассовица (Mathieu Kassovitz), который снялся в двух его ранних фильмах (дебют режиссёра Regarde les hommes tomber, 1994 и второй фильм Un héros très discret, 1996).
Я поискала информацию о знакомстве никому неизвестного актёра и именитого французского режиссёра Жака Одиара. Одиар был знаком с Сирилом Меннегена (Cyril Mennegun), который в 2005 году снимал документальное кино Tahar, l’étudiant с участием 24-летнего Тахара. Через Сирила Одиар узнал о начинающем актёре – а Жак Одиар хотел на роль именно свежее лицо – так у Тахара Рахима появился шанс поработать с легендой.
Дебютный показ фильма состоялся в 2009 году на Каннском кинофестивале, где он получил Гран-При. "Пророк" был признан лучшим фильмом фестиваля по мнению шестнадцати англоязычных критиков и блогеров, опрошенных ежедневным независимым новостным сайтом IndieWire.
Карин Бадт из Huffington Post назвала это "освежающе свободным". Джонатан Ромни из Screen International сказал, что фильм "работает как жёсткий, кропотливо детализированный социальный реализм, так и как захватывающее жанровое развлечение".
В 2010 году журнал Empire поставил его на 63-е место в своём списке "100 лучших фильмов мирового кинематографа".
Впечатления и разбор
С одной стороны, я согласна, что фильм масштабный и впечатляющий, в нём есть своё очарование. Он создан так, что подключает к главному герою, ему хочется сопереживать, хочется, чтобы он вышел невредимым из тюрьмы.
С другой стороны, в "Пророке" есть романтизация криминальной жизни. Объясню – 19-летний мальчик Малик попадает в тюрьму, на него наваливается тяжёлая некрасивая реальность, но по удачному стечению обстоятельств на него обращает внимание Цезарь Лучиано, глава мафии Корсиканцы, они правят на зоне, и им нужны свежие кадры. Малик им подходит. Получается, попадание в тюрьму – это не так страшно, главное – хорошо там себя показать, тогда даже без образования и помощи с воли можно добиться успеха в жизни.
Второе, что смущает. На это обращают внимание зрителя с самого начала – у Малика ничего нет за душой. Единственное нажитое – 50 франков, которые он хотел уберечь в подошве кроссовок – нашли при осмотре и сказали, что вернут при освобождении. И эти крохи не в счёт. Нам ни разу за фильм не указывают на то, что у Малика есть весомая причина выходить на свободу, стремиться туда, бороться за неё. Перед ним проходят истории других людей – Рейеба и Риада – они имеют за плечами опыт, у них есть какое-то направление, но у Малика таких векторов не прописано в сценарии. Получается, зона для него – это как новая утроба матери, где ему предстоит сформироваться заново, она выносит его за шесть лет и выпустит из ворот в морозное утро.
Но если так душно реагировать на кино, то хороших фильмов вообще мало останется, поэтому пусть это будет только заметкой на полях. На бόльший процент фильм мне всё же понравился. Потому что всё-таки, я думаю, он создан именно с благой целью – рассказать историю араба в современном мире.
Жак Одиар создал метафору жестокого мира, где чужакам не рады, где им приходится выживать без оружия и поддержки. Получается, в образе Малика Эль-Джебены воплощён архетип того мальчика, которого бросали со скалы. И если он хотел выжить, то учился плавать прямо в глубоких водах. А трудности общения он и вовсе сравнивает с бритвой – разница в менталитетах, языковой барьер и сила слова объяснены доходчиво и без прикрас.
Атмосфера действительно была правдивая, потому что Жак Одиар, чтобы обеспечить подлинность тюремного опыта, нанял бывших заключённых в качестве консультантов и статистов. Интересно то, что до съёмок этого фильма Жак Одиар показывал один из своих фильмов для заключённых во Франции. Это был видеоклуб французской тюрьмы, а показываемый на тот момент фильм 2005 года “Моё сердце биться перестало” (англ – The Beat That My Heart Skipped, франц – De battre mon coeur s'est arrêté). Он был потрясён условиями содержания в тюрьме. После этого он решил, что его новую историю он будет снимать в одном из исправительных учреждений.
На основе этого получился впечатляющий путь героя (от невидимости до доминирования), думаю, именно это могло так впечатлить кинокритиков. В Un prophète показана история взросления в неволе. Любопытный взгляд на получение образования в необычной обстановке. По сути, необразованный и несформированный организм брошен в агрессивную среду, где его научили читать, писать, общаться – “крутиться”, словом.
Малик провёл в тюрьме шесть лет. Его забрали с 50 франками, с ними и вышел. Это гениально отыгранная арка – с началом и финалом, в которых внешне главный герой остаётся прежним, но внутренне меняется кардинально – из ворот тюрьмы выходит совсем другой человек. Дальше его ждёт “чистый лист”, второй этап жизни, в котором он сможет сам решать – лететь ему на самолёте или ехать на своём автомобиле, отзываться на приказ или самому его отдавать, стать чьим-то “кентом” или превратиться в обычного жителя. Сам Жак Одиар описывает своего героя как анти-лицо со шрамом. То есть он не хотел сделать из Малика Эль-Джебены второго амбициозного уголовника Тони Монтану, который закончит жизнь от пули. Одиар даёт своему герою шанс на более светлое будущее (в образе Джамили, которую он унаследовал от своего лучшего друга Риада), хотя тёмный хвост за его спиной и тянется (в виде эскорта из трёх чёрных автомобилей, которые сопровождали его при выходе из тюремных ворот).
В этом фильме однозначное восхищение у меня вызвали монтаж Жюльетт Вэлфлинг (Juliette Welfling) и операторская работа Стефана Фонтена (Stéphane Fontaine). Несмотря на два с половиной часа фильм смотрится легко, нет причин отвлекаться, действие держит внимание постоянно. Я ловила себя на мысли, что даже не проверяю движение бегунка, что бывает редко.
Картинка холодная, местами свет бьёт в глаза, частые крупные планы главного героя и других действующих лиц. Нас приближают к ним искусственно, потому что это не тот мир, куда человек стремится, а значит только с помощью крупных планов и макросъёмок зрителю можно как можно достовернее показать мир за бетонными холодными стенами.
Меня заинтересовало оформление титров. Слова видны словно через прорези, так ты на что-либо смотришь, если прищуриваешься или подсматриваешь в щели. И этот эффект отыгрывался на протяжении всего фильма периодически в разных моментах:
- в сцене знакомства с Рейебом, когда тот смотрел на Малика в душевой через дырку в перегородке;
- часто показывают всех людей через дверные проёмы, они стоят спиной и их позы напряжены, они словно готовы к предательскому нападению. И это снято так, что создаётся ощущение, что зритель словно за ними наблюдает;
- Цезарь Лучиано делает Малика своими глазами и ушами на зоне (les yeux les oreilles), что также отображает задумку, продемонстрированную в титрах. Малик должен точечно выхватывать зрительно и информационно то, что важно для главаря;
- Лучиано высчитал, что Малик становится всё более самостоятельным, и сделал ему предупреждение, поранив глаз чайной ложкой. После этого Малик некоторое время мог видеть только одним глазом. Это, как мне показалось, самое близкое к тому, что зашифровали в оформлении титров;
- конечно, жизнь под прицелом. Быть на побегушках босса мафии только поверхностная удача. Любая ошибка грозит лишением второго по важности ресурса у человека – жизни. Потому своеобразный видоискатель тоже спрятан в титрах.
Более того, символика заключения нарочито ярко давлеет при просмотре, чтобы зритель не забывал, где именно разворачивается действие. Иллюзия, что Малик выйдет ещё до окончания фильма пропадает, думаю, именно с этой целью создавались эти образы заключения под стражу – решётки, толстые стены, на которые делался специальный акцент, тесные пространства, камеры, которые словно сдавливают заключённого.
В одной из сцен даже доиграли насквозь погрязшего в тюрьме Лучиано через экран телевизора. На экране, где показывали мультик со свободно парящей над водой чайкой, отражалась решётка на окне. Я ещё подумала, что это не случайный момент, это намеренное подчёркивание вечной несвободы Цезаря Лучиано, усиление его отчаяния. Ведь согласно закону, часть заключённых удостоились освобождения, а его деяния не позволили ему воспользоваться привилегией. Грехи на землю не пустили.
Несмотря на придирки, фильм в итоге впечатляет. Он заставляет о себе думать и на следующий день после просмотра. Ведь кроме тяжёлой тюремной жизни он показывает (по решению режиссёра) светлые стороны, не забывает мрак разбавлять светом. Например, наивные моменты с полётом на самолёте в Марсель для переговоров с нужным человеком. Малик впервые летал на самолёте, впервые видел облака, впервые стоял голыми ногами на песке в море. Логика же в этой наивности тоже есть. Ведь Малик смотрел на жизнь через иллюминатор, который по размерам меньше окна в его камере, но это уже совсем другая история. В этом отображается двойственность жизни, и та самая легендарная возможность увидеть одно и то же с двух сторон: “Важно не то, что вы видите, важно, с какого угла вы на это смотрите” (с) Ю Несбё. Большинство не знает, что иллюминатор – это окно с видом на свободу, для большинства это просто рейс, а для Малика – яркое впечатление. И то, как он потом вытряхивает песок из кроссовок, выглядит удивительно красиво.
Так что фильм действительно классный. Всякие придирки теряются в продуманных логичных деталях.
***
Про эту заметку говорила в начале статьи: