Глобальные эпидемии уже случались в истории, и именно они стимулировали новые градостроительные идеи. Баку – один из тех городов, в облике которых явственно прослеживаются черты мегаполиса нового времени. Реконструированные территории Приморского бульвара и вокруг него тому свидетельство.
Одной из основных проблем старых городов в ХХ веке стала их исторически обусловленная централизация. Любой мегаполис, выросший на месте средневековой крепости, становится заложником радиально-кольцевой структуры, в центре которой – главная торговая площадь. С этой системой планировщики боролись весь ХХ век: прорубали проспекты (как в Москве), обустраивали обходные бульвары (как в Париже и Баку)… Но проблема сохранялась: жители периферийных районов города все равно стремились в центр.
На помощь архитекторам в XXI веке пришли социологи, которые доказали, что создание новых культурных зон приводит к естественному оттоку людей из исторического центра. В обычной жизни это решает социальные задачи, такие как разгрузка транспортных артерий, а в случае ЧП привычка горожан к альтернативным маршрутам, наличие многих «центров» и открытых городских зон становятся залогом эпидемиологической стойкости.
Самое, пожалуй, привлекательное решение – обустроить подобную открытую зону притяжения у воды. Такова, например, лондонская набережная Виктории, идущая вдоль Темзы: она была построена в 1870 году после жестокой вспышки холеры и сегодня входит в число главных достопримечательностей Лондона. Баку в этом смысле оказался в исключительно выгодном положении, которым на сто процентов воспользовались градостроители: открытой общественной зоной стала береговая линия – распахнувшаяся в обе стороны территория Приморского бульвара, которая после реконструкции превратилась в 25 километров непрерывного городского променада.
Важно, что эти километры полностью открыты морю: насыщенный йодом воздух полезен сам по себе и является лучшей системой вентиляции. Строительство на этой линии крупных спортивных и культурных объектов – площади Флага, Кристалл-холла, Дворца водных видов спорта, Музея ковра, «Бакинского глаза», галереи YARAT, нескольких торговых центров – по сути, решило проблему социальной центробежности. В обычное время бакинская береговая линия – идеальное общественное пространство. В случае эпидемии она же способна обеспечить разреженную городскую среду.
ГОРОД ЗА 15 МИНУТ
Одно из принципиальных отличий мегаполиса XXI века – идея города шаговой доступности. Впервые она возникла около века назад и тоже под влиянием чрезвычайной эпидемиологической ситуации. На рубеже XIX–XX веков пересмотреть градостроительные нормативы заставила борьба с туберкулезом. На первый план вышла необходимость снизить плотность расселения (основное условие эпидемоустойчивости городского пространства) и ужесточить требования к жилищу. Возникла идея города внутри города – комфортабельных кварталов, где все необходимые для жизни инфраструктурные элементы расположены в 15-минутной доступности.
В Баку первым самодостаточным кварталом стала построенная «Товариществом братьев Нобель» Вилла Петролеа неподалеку от окончания Приморского бульвара. В непопулярной части города, среди нефтяных резервуаров и нефтеперегонных заводов в конце XIX века вырос огражденный стеной зеленый массив площадью около десяти гектаров, в котором обустроили элитный комплекс для иностранных специалистов фирмы. Новый район представлял собой прекрасно устроенный парк, включавший даже оранжерею с редкими деревьями и растениями. В клубе на вилле расположились библиотека и бильярдная, рядом устроили кегельбан. Обитатели имели возможность активно заниматься спортом: на велодроме виллы проходили ежегодные велосипедные состязания городов Кавказа на соискание звания первого ездока. Устраивались литературные чтения, ставились спектакли, проводились музыкальные вечера.
По сути, это была настоящая реализация популярной сейчас идеи самодостаточного элитного жилья, у обитателей которого в случае эпидемии нет необходимости выходить за пределы своей территории: все необходимые жизненные элементы, включая рабочие места и зоны досуга, расположены в шаговой доступности. Важными элементами такого кластера являются закрытый характер квартала, наличие «зеленой подушки безопасности» и отдельной столовой: жители Виллы Петролеа могли не толкаться на рынках и не искать развлечений в общественных садах. Если перенести концепцию виллы в современную ситуацию, то в случае эпидемиологической опасности немногочисленным обитателям подобного квартала достаточно регламентировать внутренний распорядок: развести часы прогулок и походов в кафе, минимизировать внешние контакты и регулярно сдавать тест на ковид.
КВАРТАЛЫ-ОАЗИСЫ
Сегодня урбанисты считают главной проблемой жилых массивов не столько плотность застройки, сколько непродуманность инфраструктуры. Это она приводит к тому, что в кризисной ситуации у дверей аптеки оказывается одновременно не два человека, а десять. Скорректированную концепцию «города за 15 минут» сегодня реализуют в Баку создатели проекта Baku White City («Белый город»), расположенного, по иронии судьбы, в той же части города, что и вилла Нобелей.
Крупная градостроительная компания Atkins, известная своими работами в Дубае, разработала для Белого города сетку жилых кварталов. За основу были взяты замкнутые ячейки жилых массивов Барселоны и Парижа как наиболее комфортная организация подобных поселений: автономные дворы-кварталы с уютными внутренними садами. Важный элемент плотной квартальной застройки – соблюдение низкой этажности жилья. Магазины, поликлиники, детсады, школы и социальные службы расположены в расчете на пешую доступность. Единственное место массового скопления – возвышающийся над Белым городом офисный комплекс Baku White City Office Building, рабочая зона для жителей района, – можно легко изолировать в случае новой эпидемии.
В цоколе каждого дома предусмотрены помещения под кафе, клубы и салоны, что делает социальную жизнь каждой квартальной ячейки независимой. Шаговая доступность всей инфраструктуры обеспечивает жителям Белого города свободное и легкое пешеходное передвижение. Важно, что вся срединная часть района представляет собой парк – зеленую вентиляционную зону, разделяющую жилые массивы. А чтобы организовать связь с центром Баку и решить транспортную проблему, квартал соединяется обходными магистралями с проспектами Нобеля и Гейдара Алиева.
Береговую линию для Белого города разработала знаменитая компания Нормана Фостера. Архитекторы вместе с урбанистами спланировали систему водного общественного транспорта, которая разгрузит основные артерии города – проспект Нефтяников и Нобеля. Помимо функциональности, водный транспорт частично решает проблему безопасности: открытая палуба пассажирского катера с точки зрения эпидемиологов гораздо надежнее закрытого салона автобуса или такси.
Наконец, важным вкладом в безопасное планирование Белого города стало разделение общественной и коммерческих зон. Главное рекреационное пространство – площадь Фонтанов – плавно спускается в сторону моря, а с торговым центром на Приморском бульваре соединяется пешеходным мостом.
АВТОНОМНЫЙ ДОМ
Уже сегодня большая часть жилых домов и комплексов как в Баку, так и во многих других мегаполисах проектируется таким образом, чтобы первые этажи зданий были нежилыми и вмещали магазинчики, образовательные центры, предприятия сферы услуг, кафе, спортзалы, коворкинги. Это не только работает на архитектурный образ зданий и позволяет создавать живое городское пространство и уютные улицы. В абсолютном смысле такая тенденция ведет к появлению безопасной модели жилья, которую можно назвать «автономным домом».
Жители такого дома, если пока и не выращивают продукты в собственной теплице (хотя соответствующие примеры уже существуют в мире), имеют систему полностью автономной доставки до квартиры всего необходимого, предусматривающую, например, специальные грузоподъемники для продуктов. Вспомним механическое обеспечение барочных дворцов XVIII века, где обеденный стол накрывали в подвале, а затем посредством специального лифта доставляли в гостиную, – речь идет примерно о таком устройстве, только более высокотехнологичном и демократичном. Причем когда мы говорим об автономном доме, речь необязательно идет о малоэтажном жилье – на самообеспечение в случае ЧП можно перевести даже небоскребы.
В Баку под концепцию «автономного дома» в случае необходимости могут подстроиться высотные жилые дома Port Baku Residence, возведенные по соседству с офисными зданиями Port Baku. Этот проект помимо жилых апартаментов включает в себя спортзал, оздоровительный комплекс, магазин и универсальные общественные пространства. Важно, что все квартиры располагают собственными открытыми террасами, находящимися одна над другой, – снаружи это похоже на зеленые ступени, спускающиеся к морю. Открытые площадки на разных уровнях и крышах позволяют создавать автономные зоны отдыха, компактные оранжереи или сады.
Еще полвека назад мегаполис будущего представлялся футуристам скоплением людей, машин, летательных аппаратов. Пандемия коронавируса смешала карты урбанистов. Стало очевидно, что перспективы развития городских пространств в постковидной реальности будут сильно скорректированы. Если еще год назад в мире доминировала концепция «дружелюбного города» – с открытыми общественными пространствами, уличной активностью, совместными пробежками в парках, многочисленными террасами, опен-спейсами, коворкингами и насыщенной культурной жизнью, то месяцы карантина эти идеи если не уничтожили полностью, то сильно изменили.
Пандемия показала, насколько уязвимы жители мегаполисов, где скученность в ситуации, подобной сегодняшней, ведет к стремительному росту заражений. С тех весенних дней, когда горожане массово устремились в загородные дома, отказавшись при этом от использования общественного транспорта, стало очевидно, что идеальный город завтрашнего дня тот, в котором при желании можно забыть о том, что ты в городе.
Статья опубликована в журнале «Баку» № 79 в 2020 году.
Текст: Наталия Бабинцева