Поскольку молодой учитель Евгений Степанович всегда отличался ответственностью, к началу войны он уже прошёл значительный путь профессионального роста от учителя сельской школы до заведующего городским отделом народного образования в Львове. Пока республика была под немецкой оккупацией, оставался связным обкома партии. Ему и в дальнейшем предлагали работать по партийной линии. Но бывший педагог хотел продолжить активную борьбу с фашистами.
К концу 1943 года Евгений Степанович Березняк был направлен на учёбу в спецшколу Разведывательного управления Генштаба. Здесь его обучали способам обнаружения слежки, шифрованию, работе с тайниками и массе других жизненно необходимых умений для разведчика. Здесь же «работали» с оружием разных систем, учились ориентироваться в незнакомом месте, прыгали с парашютом.
Планировалось, что Березняк будет работать во Львове, который он знал прекрасно. Но было поставлено новое задание. В Кракове провалилась заброшенная группа «Львов», командир которой оказался предателем. Теперь в глубоком тылу оставалась только выжившая радистка «Комар».
Березняк должен был возглавить новую группу, которую посылали с тем же заданием: разузнать расположение оборонительных сооружений, аэродромов, штабов и других важных объектов гитлеровцев, фиксировать перевозки военной техники, акцентируя внимание на западный берег Вислы. Важно было количество и расположение техники врага в самом Кракове.
В группе отправлялись: командир Березняк («Голос»), его помощник Шаповалов («Гроза»), радистка Жукова («Груша»). «Гроза» - человек с боевым опытом, бежал из концлагеря, воевал в партизанах. «Груша» и «Голос» бывшие учителя.
Операция началась с серьёзной неудачи. Их выбросили примерно на 120 км в сторону от Кракова. Сильный ветер разбросал всех далеко друг от друга.
Поискав друзей, Березняк вынужден был нацелиться на запасной вариант – найти в Кракове радистку из группы «Львов». Но по дороге к городу его схватили жандармы и передали в гестапо. Перед ними были фактически все доказательства, что он советский агент: радиобатареи и крупная сумма денег в разных валютах.
Сидя в камере «Голос» придумал легенду, с помощью которой можно было попытаться выпутаться: он всего лишь связной, который должен передать разведчикам в городе рацию и деньги. А встреча должна состояться на городском рынке.
Разумеется, гестаповцев заинтересовал несуществующий «разведчик». Два дня Евгения под пристальным вниманием водили по рынку. На третий - воспользовавшись неожиданной суматохой при облаве жандармерии, Березняк смог сбежать. Постепенно на запасной явке собралась вся группа.
Разведчики начали действовать. Передачей сообщений занималась «Комар». Фашистам удалось её запеленговать и арестовать. С радисткой начал работу прибалтийский немец Курт Гартман. Умная девушка смогла перевербовать его на свою сторону. Шло лето 1944 года и тем, кто умел думать, становилось ясно, что Гитлер проиграет. Гартман решил вовремя сделать правильный выбор. Благодаря ему «Грозу» устроили на работу в военную разведку, а немцам больше не удавалось арестовывать запеленгованных радистов советской разведки.
Группа «Голос» передала в центр данные о том, что немцы собираются взорвать город: планы минирования, расположение пункта контроля по операции. Чтобы успеть спасти Краков, наши войска входили в него именно с этой стороны. В ночь на 18 января 1945 года были перерезаны нужные кабели и атакован форт, в подвалах которого расположился центр управления. Общими усилиями группы Ботяна, разведчиков «Голоса» и польских помощников Краков был спасён.
Кроме этого, группа Березняка передала в центр данные по точной дислокации девяти дивизий, штаба армейского корпуса, авиационных и других частей противника. Группа продержалась 156 дней.
После возвращения через линию фронта в разведывательный отдел 1-го Украинского фронта началась тяжёлая процедура проверки. Березняка и радистку отправили в фильтрационный лагерь НКВД в Подмосковье.
Но обстоятельства складывались в их пользу. Заброшенный в советский тыл сдался Курт Гартман, который рассказал и об организованном побеге радистки. После войны в ходе допросов начальника абверкоманды-305 подполковник Христианзена узнали, что Березняк действительно обманул гестаповцев.
Евгений Степанович вернулся на свою старую работу – в отдел образования. Он чуть не погиб в 1949 году. Друзья предупредили, что организация украинских националистов приговорила его к уничтожению и у дома ждёт засада. Бандитские планы были сорваны.
Долгие годы даже отец не знал о том, что его сын бывший военный разведчик. Информация о группе «Голос» была обнародована только в 60-е годы.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.