Попался мне на глаза потрясающий ресурс по классификации фольклёрных сюжетов. Не могу им не поделиться. Занятно читать и осознавать, что любая современная сказка – эдакий конструктор из казалось бы чуждых друг другу народных мотивов, обрёдших новые смысла и грани в процессе своего длительного путешествия.
Вот, например, "Белая рука":
"Чтобы жертва не узнала его и отперла дверь, хищник, людоед показывает часть одежды, руку, лапу, заставляя жертву поверить, что пришла мать, воспитательница и т.п."
А вот конретные реализации:
Южная Европа. Португальцы [уходя, коза велит семерым козлятам не отпирать чужим; волк пытается подражать голову козы; старший козленок велит просунуть лапу под дверь; козлята не отпирают; волк вымазала лапу мукой; младший козленок отпер дверь; волк всех съел, только старший спрятался в часах; коза со старшим козленком нашли волка, спавшего под деревом с набитым брюхом; разрезали брюхо, вынули живыми козлят, набили брюхо камнями, разбудили волка и погнали к реке; волк утонул].
Япония. Японцы (включая северные Рюкю ) [людоедка приходит к женщине, съедает у нее все запасы еду, затем ее саму; под видом матери приходит к ее дому, просит детей открыть; те велят просунуть руку, чувствуют, что рука жесткая, не материнская; в следующий раз узнают грубый голос; людоедка возвращается, протерев руку листом таро, смягчив горло маслом (сахаром, медом); ее впускают, ночью она съедает младенца, один из детей слышит, что мнимая мать что-то ест, просит дать и ему, это пальчик младенца; дети говорят, что им нужно на двор, привязаны за веревки, они перевязывают их, забираются на дерево; людоедка лезет так, как ей велят дети, падает, разбивается пытается выпить пруд, видя их отражение; дети просят небо помочь, лезут по спустившейся с неба веревке; людоедке спускают гнилую, она падает, разбивается, ее кровь окрашивает корни проса; либо дети спускаются с дерева, вспарывают людоедке живот, вынимают живую мать].
Ничего не напоминает среди современных сказок? А вот ещё один элемент Красной Шапочки. Он так и называется, так что тут уже никакой интриги.
Почему такие большие зубы?
Южная Европа. Португальцы : Dias Marques 2019, № 73 [барсук, лиса и волк пришли к старушке, чтобы устроить праздник; старушка велит лисе принести курицу, волку – овцу, барсуку – мед; лиса спрашивает, зачем на огне котел с кипятком; старушка: ошпарить курицу, чтобы ощипать перья; волк: зачем тесак (порубить баранью тушу); барсук: зачем в очаге кочерга (чтобы выгнать пчел из сот); звери все приносят; старушка выливает на лису кипяток, бьет волка тесаком по ребрам, сует раскаленную кочергу в зад барсуку; искалеченные звери убежали, все досталось старушке], 74 [примерно то же; старуха живет на мельнице, с ней лиса, волк и барсук; она велит лисе принести индюка, волку – барашка, барсуку – мед].
Иран – Средняя Азия. Персы (Хорасан, одна запись; две другие из Маркази и Исфахана – пересказы европейских) [волк представляется отцом детей и дает объяснения своей внешности; в тот момент, когда он собирается съесть детей, входит настоящий отец и убивает его].
В общем занятно выходит, я думаю если набраться желания и терпения можно любую сказку деконструировать на малейшие кирпичики. А то и целые романы. Тысячеликий герой, не иначе.