Уповая на блестящую подготовку моих читателей, смотрителей и просто хороших людей, я снова берусь писать об искусстве в непростом обывательском стиле .
Четыре года назад в Пушкинском экспонировали коллекцию Сергея Щукина, параллельно с ней в Эрмитаже показывали собрание Ивана Морозова. Затем по очередно Щукинские и Морозовские Сезанны, Гогены и Пикассо демонстрировались в LV Foundation в Париже.
-что общего между Иваном Морозовым и Сергеем Щукиным ?
-они оба неприлично много покупали французов.
Но принцип коллекционирования двух московских текстильных магнатов староверов в корне разнился. Светская жизнь Петербурга конца 19 начала 20 века отвечала запросам юсуповских аристократий, диктуя скупать старых мастеров, не кабинетной, а парадной формы. Москва купеческая в эти годы дышала тканным делом и неплохо на том и зарабатывала. Скажут потом коммунисты, весь народ съели овцы. Главными по сукну в столице были две потомственные промышленные семьи - Морозовы и Щукины. Не стоит представлять, будто вся их жизнь - бесконечный надзор за Тверскими фабриками, дела на производствах давно уже имели автономный характер. Сама московская купеческая цивилизация исключала жизнь одним только делом.
Первым, кто ударился в собирательство был Сергей Щукин. Коллекция Щукина - это история его увлечений, преследуя идею собрать свой музей Нового Западного искусства, он двигался от импрессионистов и пост, через Матисса к авангардному Пикассо, и рос вместе со своей коллекцией.
Приезжая в Париж, он отправлялся на салон и к маршанам, как и Морозов, но слегка позднее. Принцип собирательства С. Щукина сейчас назвали бы революционным. Московский старообрядец в 1909 году скупает всего Пикассо, до этого с 1906 года Матисса, ранее 16 картин Гогена. Но при этом Щукин ничего не покупает из русского, не выделяет средств на строительство музея изящного искусства(ныне ГМИИ им. Пушкина), ответив на письмо Цветаева о просьбе в материальном содействии, - дело благое, но я занимаюсь своим и денег однако трачу не меньше. В отличие от Морозова, который покупал и Коровина, и был первым, кто купил Шагала, но для себя не в общество.
Коллекция Ивана Морозова была напротив эволюционной, то есть довольно скромной на эксперименты. Прибыв в Париж, с вокзала он отправлял вещи в гостиницу, сам ехал в 18 округ (район Монмартр) к дилеру Амбруазу Волару. К нему впрочем был завсегдатаем и Щукин, но если он просил показать всех Гогенов, то Иван Морозов просил показывать только лучших. Морозов мог купить Ренуара как 1903, так и 1913, только лучшего естественно. Щукин напротив, отлюбив однажды, более не возвращался ни к картинам, ни к авторам этих картин. Щукинская коллекция насчитывает порядка 35 полотен Пикассо разных периодов, начиная розовым и голубым, заканчивая кристаллическим кубизмом. У Морозова всего 3, по одной на период, покупал неохотно, но лучшего, вещи экстра-класса.
Собрание Морозова уравновешенно невероятно большим количеством диптихов и триптихов, оно гармонично как Дени так и Матиссом, как Моне так и Гогеном. Пройдя по залам, ничего не сможет заставить вас выбить из логичной, совершенно обыденной развески на стенах. Кажется только русская живопись все же странно обращает на себя внимание, какими бы не были открыточными городские пейзажи центра Парижа, на уже ставшие эмблемными виды Писсаро и Моне ты смотришь более с любопытством, чем на тот же бульвар Капуцинок Константина Коровина. Да, он проигрывает во внимании, как будто не на своем месте, ему место в родной Третьяковке, также как и картинам Валентина Серова.
За чем идти на Морозова?
В 18 и 21 зал - за настоящим экстра Гогеном с его таитянками и пейзажами горы св. Виктории Сезанна.
Любителям розового и ню в 30 зал и (Морозов в отличие от Щукина ню очень любил) смотреть на шестиметровые панно Амур и Психея (капитально нигляж) Мориса Дени. Посмотреть на эрмитажного Моне(17) и Матисса(24), но не на рыбок, танец и красную комнату, то покупал Щукин, а на Марокканский триптих, кстати по соседству на стене пару среднеазиатских пейзажей нашего соотечественника, не спутаете, кто есть кто даже без таблички.
Зачем идти на Морозова?
За ответом на вопрос: Для чего человеку, имеющему все, покупать непризнанных авторов, не преследуя цель перепродать все и когда-то вновь еще раз приумножить свой капитал.
И посмотреть на лучшую эталонную французскую живопись, которую всю до единой оставил И. Морозов, как и С.Щукин, покидая большевистскую Россию.