В древнерусском произношении слово «душа» звучит как «до-уша», то есть слово говорит о воздействии через уши, о воздействии на слух. Тем же слухом мы воспринимаем и музыку, и речь, - это очевидно. И именно эти вещи, - тоже вполне очевидно! - наиболее сильно «трогают душу»… И вовсе не так уже очевидно, хотя и совершенно не секрет, что именно эти воздействия, в отличие от восприятия зрительного, могут достигать порой уровня безграничной власти, подавляющей волю!
Что касается музыки, мы хорошо знаем, испытывали это много раз: хорошая музыка успешно внушает, навязывает нам своё настроение. Независимо от исходного состояния, мы откликаемся ей и послушно следуем в потоке заключённых в ней чувств.
Иногда это происходит много раз за день: звучит лиричная, печальная композиция, и мы – только что весёлые и беззаботные – испытываем некую неопределённую «грусть вообще», глубоко задумываемся о чём-то, замыкаясь в себе и отстраняясь от бытовых разговоров и дел…
А после того мы вдруг слышим крепко сделанную танцевальную музыку. И кто же не знает, как тянет «пуститься в пляс»! Или, как минимум, мелкими движениями корпуса, головы и рук изобразить … как мы послушны этому внушению.
Разве хоть краешком сознания, буквально несколько минут назад, мы намеревались сделать хоть что-то подобное? Нет. Это и есть то наименьшее внушающее воздействие музыки: она звучит – мы слушаем. И подчиняемся.
Сопротивляться этому воздействию, конечно, можно, - активно не слушая. Но, что характерно, сопротивляться придётся беспрерывно, пока звучит отторгаемая умом музыка. И это, бывает, начинает заметно раздражать, - воздействие-то идёт, оно есть и оно очень сильно!
Это и плохо, и хорошо, - смотря как использовать. Через пару дней от начала Великой Отечественной войны появилась столь же великая «Вставай, страна огромная!». Её воздействие на целый народ трудно переоценить: это был первый контрудар стратегического размаха!
*****
Что касается речи, то в этом случае говорят о «внушении», лежащем, в частности, и в основе гипноза. Нам говорят – мы слушаем. Звук речи – не шум ручья, который временами может не восприниматься вообще. Речь достаточно активно слушают, даже если слушателю она и вовсе ни к чему. Это и есть наименьшее проявление внушающего воздействия речи. Говорят – слушаем!
И чрезвычайно важно, что таинственное «внушение» звучит на древнерусском говоре как «во-ушити», - опять же воздействие именно через уши, воздействие на слух! В современном украинском языке эта старая истина сохранилась в чистом виде, неискажённая стандартами литературного языка: навiювати (внушать) – «вносити у вуха».
*****
Цивилизация нового времени тщательно поработала в этом вопросе над русским сознанием: сегодня более «авторитетно» и значимо звучит не «внушение», а наукообразная «суггестия». И в предыдущей публикации мы уже писали о «суггесторах», - хищных гоминидах, - которые через наши уши «лезут нам в душу» своей болтовнёй. Бывает, внушая нам чёрт-те что…
Электронные словари, которые так легко и удобно править в нужную сторону, сегодня указывают по этому поводу: «суггестия» – то же, что «внушение». О, если бы так!
Латинское suggestio этимологически выходит из слова gestus, - жест. Что ж, весьма откровенное знание, вот так открытие! В европейской культуре больше понимают язык жестов и язык тела, нежели человеческую речь. Конечно, «спасайте свои задницы!», именно так кричат герои вестернов, невольно обозначая глубинную суть европейской культуры. Нет, у них есть ещё и SOS, - «спасите наши души!». Есть. Но что-то явно чаще там ратуют о спасении «задниц»… Это у нас население считают по количеству душ…
В конечном счёте, этот западный gestus есть понуждающее воздействие палкой. Или полицейской дубинкой. А что тут удивительного? Ведь даже любимый Западом стимул и стимулирование – об этом не часто вспоминают! – есть болевой укол палкой, увенчанной острым металлическим наконечником. Да, воздействия на свои нежные тела они понимают очень хорошо! Настолько, что придают этому достаточно серьёзное значение. Это значение присутствует у них в самых, что ни на есть, краеугольных понятиях!
В словарях ещё можно прочитать: «Сти́мул (лат. stimulus — острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка), запряжённого в повозку) — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию».
Если эта «крамола» и далее сохранится в электронных словарях, то явно только по недосмотру… Посмотрим. Пока отметим себе на заметку, - это мы видим у тех, кто рассуждает, порой, о «русском быдле»? И устанавливает для нас, что «посещение Европы – привилегия избранных»?
Ну, а «суггестию» всеми силами уже уравнивают с «внушением», ибо цивилизационные отличия Русского Мира сами по себе убийственны для звероподобного Запада. Ибо с душенькой-душою, - ох, как не ладно в заморских «развитых странах»… Об этом приходится писать, прежде для самого себя, дабы не купиться, при случае, на лучезарный оскал хищных гоминидов.
Да! - они ещё и музыку продвигают, своеобразную такую… И утверждают, что Рахманинов - американский композитор… с русскими корнями. Уж если не «отменяют», как Чайковского, так хоть загребают себе…
Интересно, они вообще понимают ли его? Узнать бы, что же внушает им музыка Рахманинова? В его музыке Русский Мир звучит в каждом звуке, - как явление Вселенского масштаба!
Им следовало бы от неё шарахаться, как от пожара…
*****