"Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней"(Исаия 14:12-15)
В Книге Исаии рассказывается как попытка сатаны взобраться на недостижимую для него вершину, оборачивается для него падением в преисподнюю.
В этой статье я постараюсь показать, как этот библейский сюжет повторяется в обыденной жизни у людей, стремящихся быть идеальными.
Стремление к идеальности, или как его называют перфекционизм, на первый взгляд кажется положительной чертой. В самом деле, если не стремится быть лучшим, то что мне остается? Стоять на месте и ничего не делать? Разве не постоянное стремление быть лучшим позволяет мне достичь результатов?
И действительно, стремление достигать результатов похвально, но оно превращается в расстройство, когда человек, решает, что для самоуважения он непременно должен быть на высоте, он «должен быть лучшим» и, если он высот не достиг, значит он ничтожество. Однако главная проблема заключается в том, что достижение идеальности в чем-либо, в принципе невозможно. Такой человек стремится на недостижимую величину, ведь в нашем мире нет ничего идеального, фактически он испытывает постоянный и неутолимый голод и никакие достижения его не удовлетворят.
Такие установки как «я должен быть лучшим отцом», «лучшим специалистом», «лучшим собеседником» кажутся вполне нормальными, но, когда человек обвешивает себя этими бесконечными «должен», жизнь превращается в постоянную борьбу и самобичевание, каждая ошибка или провал становятся доказательством собственного ничтожества.
Наиболее присущие перфекционизму когнитивные искажения это «долженствование», «черно-белое мышление» и «обесценивание».
Черно-белое мышление проявляется в принципе «все или ничего», если я достиг успеха значит я хорош, ну а если я допустил ошибку или потерпел поражение, значит я ничтожество.
Обесценивание проявляется в постоянном принижении результатов своей деятельности, ведь всегда найдется кто-то «кто делает это лучше».
Перфекционизм проявляется по-разному. При обсессивно-компульсивном расстройстве он проявляется в фанатичном стремлении сделать что-либо идеально, это может работа или зацикленность на гигиене, например, постоянное мытье рук. Такие люди часто могут быть хорошими специалистами в своей сфере, но при этом их отношения с окружающими и свое собственное внутреннее состояние, как правило, далеки от идеала.
Также перфекционизм может проявляться и в отсутствии мотивации и апатии. Видя перед собой слишком большие барьеры и не удовлетворяясь средними результатами, перфекционист вовсе отказывается от деятельности, здесь проявляется дихотомическое искажение «все или ничего», если и делать, что-то, то только идеально. Это ведет к прокрастинации и отсутствию мотивации.
Другой вид перфекционизма проявляется в завышенных требованиях к окружающим, что выливается в постоянные нападки и придирки. В семье это может проявляться в форме тирании, на работе в подавлении всякой инициативности и деспотизме.
Ярким примером перфекционизма в религии является – фарисейство. Оно заточено на идеальном и буквальном внешнем следовании букве закона, в следствии чего суть и внутренний смысл религии становятся второстепенными, что как мы видим в Евангелии, приводит к непомерной гордыне и чувству собственной святости. В христианстве и исламе первый шаг на пути освобождения от гордыни – это принятие своей греховности, признание себя грешным человеком и покаяние.
Так и в обыденной жизни первый шаг человека на пути к освобождению от ига перфекционизма – это принятие того факта, что он не идеален. Перфекционисту не следует смешивать результаты собственной деятельности с оценкой себя как человека, ему следует ставить конкретные задачи и цели, вместо абстрактных и неопределенных.