Найти тему
93,3K подписчиков

Как идет работа по "оживлению" клиента

Человек приходит на сессию и говорит, что у него нет чувств: ни на что нет отклика, все происходящее воспринимается отстраненно. При этом я ощущаю в его словах одновременно упрек себе, обвинение, подавленное грустью и страхом высказаться откровенно. И что он защищается от чего-то, выключив чувства.

Это возвращает нас к метафорам сопротивления, о о которых я писал тут https://www.b17.ru/blog/337986/

Проверяю эту гипотезу, спрашивая, что для него это значит «не чувствовать».

Он называет … «разочарование»…

Возвращаю ему его ответ, и мы обнаруживаем, что разочарование – это чувство. И что за ним много чего вскрывается: как раз та самая обида – на кого? Та самая злость – на кого или что? (О злости в терапии - https://www.b17.ru/article/382259/)

И это становится предметом работы. Чувства, оказывается, есть, их много, они, разумеется, никуда не пропали. Но что заставляет их заблокировать и «не чувствовать чувства»?

Предполагаю, что страх боли. И это тоже проверяем.

Так мы постепенно выходим на страх оценки, на самооценку, на страх быть откровенным.

Чтобы построить отношения - приходится рисковать, открываться. Чтобы с тобой захотелось быть, надо, чтобы ты был живым, чтобы чувствовал (об этом здесь - https://www.b17.ru/article/383698/).

Верифицируем эти предположения, смотрим: как он действует в жизни с окружением, как реагирует на то, что неприятно. Выясняется, что так же, как с сильными чувствами: «уходит» от конфликта, отстраняется стеной от того, чтобы высказать свое недовольство – и блокирует себя в панцире защит, боясь собственного гнева.

В процессе работы я пытаюсь - сознательно или бессознательно - спровоцировать его на то, чтобы он вступил со мной в конфронтацию, чтобы смог смело сказать, что его не устраивает здесь и сейчас.

И в какой-то момент это ему удается. Выразить минимальную агрессию. И за этим освободить поток чувств и показать уязвимость - слезы.

Разговор начался с того, что «чувств нет», а закончился сильными эмоциями, которые выплеснулись и позволили дышать свободно.

Автор: Михаил Белкин