Приветствую вас, мои читатели!
С вами Анна Финчем и четвертая статья о коучинге.
Наша сегодняшняя тема – целеполагание. В предыдущей статье мы уже начали говорить о истинности и неистинности цели и о том, что для работы с коучем очень важно найти истинную цель и достигать именно ее.
«А почему нельзя достигать неистинную цель? – спросит меня читатель, – может, она мне больше нравится?».
Можно и неистинную, если очень хочется. Но по опыту я могу сказать, что достижение неистинной цели приводит человека к разочарованию, так как истинная цель, в конечном итоге, есть закрытие реальной потребности, а неистинная – поверхностной.
Возьмем наш любимый пример с деньгами. «Хочу много денег и не работать» – запрос, бьющий все рекорды, даже мужа хотят реже, хотя иногда запрос звучит как «Хочу богатого мужа (а бывает, что и жену) и не работать», что приводит нас к тому же самому результату: деньги есть, а работать не надо.
В данном случае запроса два, один на деньги, второй на свободу от офисного рабства, назовем его так. Являются ли эти цели истинными?
В моей вольной трактовке коучинговой теории самыми важными вопросами являются следующие: «Почему»? «Зачем»? «Что вам это даст»?
Отмечу, что эти вопросы частотны и настолько же нежно любимы коучами, насколько нелюбимы клиентами, так как ответы на них всегда требуют честности (с наставником и с самим собой), что зачастую болезненно и утомительно. При этом, вопросы эти универсальны и разнонаправлены, что дает более или менее полную картину внутренних убеждений и верований клиента. Более того, на каждый из вопросов есть свои техники, помогающие «залезть» еще глубже.
Вопрос «Почему?» и ответы на него дают нам картину тех мыслей, которые привели клиента к текущей ситуации, причем задать его можно как в версии «Почему вы хотите много денег?», так и в версии «А почему у вас сейчас нет большого количества денег?». Если вы попробуете ответить на любую из них, вы найдете в себе большое количество «Потому что», которые иногда лично к вам, зачастую, вообще никакого отношения не имеют.
– Я хочу много денег, потому что сейчас у меня их мало.
– А почему у вас их мало?
– Потому что мне мало платят (к примеру).
– А почему вам мало платят?
– Потому что я работаю продавцом (к примеру, опять же).
– А почему вы работаете продавцом?
– Потому что я больше ничего не умею / меня больше никуда не взяли / мне нравится моя работа.
В зависимости от ответа диалог будет выстроен тем или иным образом, и чем больше ответов мы получим, тем легче будет увидеть глубинную причину. К примеру, выяснить, почему именно человек больше ничего не умеет, или может быть в его семье вообще не принято быть богатым по какой-то семейной причине. Очень часто ответы указывают на то, что человек просто взял ту или иную установку от семьи, от родителей, никогда не подвергал ее критике или осмыслению, а теперь она мешает ему получить то, что хочет лично он.
Если ответы на вопросы «Почему?» обычно направлены в прошлое, то ответы на вопрос «Зачем?» – в будущее.
– А зачем вам много денег?
– Чтобы купить все, что я хочу (иногда есть список, иногда нет, просто «хочу всё»)
– А зачем именно вам то, что вы хотите купить?
Здесь варианты разные, от «хочу порадовать близких», «надоело безденежье и вечная экономия», до «хочу купить самую крутую дорогую машину с громким мотором, чтобы мне все завидовали».
Ответы на эти вопросы приближают нас к следующему шагу, «Что вам это даст?», и здесь мы имеем в виду эмоции. Какие именно эмоции вы будете испытывать от того, что у вас будет желаемое? Радость? Удовольствие от себя? Злорадство от того, что у вас есть то, чего нет у окружающих? Зачем вам, к примеру, зависть соседей, что она вам даст? Или может быть вы хотите «купить» своих близких подарками, потому что сейчас у вас плохие отношения?
Конечно, причина может быть намного проще и лежать на поверхности: денег не хватает, а нужно, чтобы хватало, и в таком случае работа выстраивается скорее ментально, чем духовно, то есть мы больше работаем с мыслями, чем с чувствами. Но и здесь конечной целью все равно будет не увеличение дохода так такового, а ощущение достатка. Неважно, сколько у вас денег, важно, хватает ли вам их для комфортной жизни или нет, запросы и аппетиты у всех разные, они как раз зависят от исходных верований индивидуума. Кто-то заявляет о том, что хочет иметь десять тысяч миллионов, а его внутренний «потолок» стоит на пятидесяти тысячах, и тут хоть мантры пой, хоть с бубном бегай, пока норма не поменяется, никакого изобилия на голову не выльется.
Задача наставника при работе с клиентом состоит в том, чтобы выяснить базовую потребность клиента, которую он опосредованно заявляет через свою цель. Желание денег может означать, в конечном итоге, желание гордиться самим собой; желание иметь богатого мужа – уход от ответственности за свою жизнь; желание подняться по карьерной лестнице – избегание поисков самого себя и понимания, а зачем, собственно, я тут, в этой жизни, в чем моя задача? Куда я бегу и надо ли мне на самом деле туда бежать?
Хрестоматийный пример, который приводят на разных курсах по коучингу, хорошо это иллюстрирует, хотя я его немного изменила. Молодой человек приходит к наставнику (к коучу) и говорит, что его цель – купить дорогую машину и ему для этого нужны деньги.
– А зачем вам дорогая машина? – спрашивает его наставник.
– Если у меня будет дорогая машина, на меня девушки будут внимание обращать, а сейчас они меня не замечают.
– А зачем вам внимание девушек?
– Надо жениться, мама внуков требует.
То есть, дело и не в деньгах, и не в девушках, и даже не в женитьбе, а в том, что этот молодой человек еще не вырос из «маменькиного сынка», и по хорошему работать надо с тем, чтобы сделать из него «не мальчика, но мужа», но прийти к этому осознанию должен он сам, ни коуч, ни кто-то еще из посторонних не имеет права его к этому принуждать.
Тем не менее, бывают случаи, когда клиент настаивает на том, что заявленная им цель истинная, и достичь он / она хочет именно ее, а остальное неважно. В таком случае, конечно, наставник выстраивает работу по достижению заданной цели, в конце концов, навык управление деньгами еще никому не мешал, в хозяйстве пригодится. Более того, как я уже писала в предыдущих статьях, в процессе достижения денежной цели клиент неизбежно сталкивается с собственными ограничивающими убеждениями, и ему придется их проработать – или отказаться от достижения цели. Работа с наставником – всегда работа с самим собой, со своим сопротивлением, с внутренним нежеланием что-то менять, со столкновением «мое» и «общественное», с конфликтом между «Я хочу так» и «В нашей семье так не принято». Из моей практики я могу привести огромное количество примеров, когда самое, казалось бы, безобидное желание иметь больше денег приводило к полному изменению жизни человека, разрывами отношений с родней и супругами, потому что стоит только «копнуть глубже» и может оказаться, что денег у вас нет потому, что вы вообще живете не своей жизнью, а навязанными шаблонами, чаще всего родительскими, а если их поменять, то и жизнь изменится до неузнаваемости.
Второй частью запроса в нашем примере было «не работать», и с ней точно также можно «поиграться» через вопросы «А почему конкретно вы не хотите работать?», или «Вы не хотите работать вообще или на той работе, на которой сейчас работаете?», или «А почему вы работаете на той работе, которая вас не радует?», или «А что вы будете делать, если не будете работать?». Уже на этом этапе вы узнаете много интересного о самом себе, а там уже и до работы с наставником недалеко.
Хорошего вам дня и успешного самопознания,
Ваша,
@anyafincham