Если в семье кто-либо из взрослых страдает проявлениями зависимого поведения, то с высокой долей вероятности мы передадим это своим детям.
Не обязательно страдать хроническим алкоголизмом, который, кстати, принято не признавать. По определению ВОЗ постоянное, непрерывное или периодическое потребление с постепенным повышением переносимости, и наличие абстинентного синдрома (синдром отмены), является алкоголизмом. Надо добавить, что большинство семей в именно в таком режиме и живут.
Например, у мамы привычка заедать стресс или зависать в социальных сетях, а папа не обходится без сериалов в выходные. Или любит поиграть во что то азартное, как вариант онлайн казино и пр..
Тогда ребенок копирует паттерны поведения в виде интернет или игровой зависимости. Мы считаем, что проблема без сомнений у него, но именно такие привычки реагирования на стресс он усвоил в вашей семье.
Происходит бессознательное “заражение”, передача проблем от одного человека другому (супругу, ребенку).
Процесс легко описать, как занозу. У взрослого члена семьи существует определенное неустраненное переживание. Это болит, но не осознается, потому что мы загоняем свою занозу подальше в неосознаваемую часть психики. А дальше проявляется в виде энергетической волны, излучения, и таким образом, передается через бессознательное другому.
Если взрослый страдает поведенческой или химической зависимостью, то он испытывает вину, страх, что ребенок будет повторять его судьбу.
Вместо того, чтобы заняться собой - выявить и осознать свои конфликты, мы передаем этот “генетический семейный код” своим детям. Как? Болит у взрослого, а он проявляет чрезмерный контроль, требовательность, тревожность, то есть воспитывает по полной программе. В таких семьях очень часто при проявлении первых симптомов аддиктивного поведения, детей сильно наказывают. А так как любви и одобрения они не получают, то именно девиантные проявления становятся главным решением получить внимание зависимого взрослого.
Таким образом ребенок становится невольной жертвой чужих заноз, расплачиваясь за них в том числе своими нереализованными возможностями, а часто и потерей психического здоровья.
Отдельно стоит выделить ситуацию, когда взрослый живет с постоянной озабоченностью того, что ребенок повторит судьбу одного из родителей.
Самый встречающийся пример, когда жена бывшего или настоящего алкоголика (наркомана) воспитывает своего ребенка. Страх такой мамы толкает к активным действиям - желанию больше контролировать, стараться вырастить человека. В зависимости от степени эмоционального напряжения, ребенок воспринимает эти действия, как постоянное давление. И это провоцирует стремление убежать из реального мира в цифровой или в другую зависимость. Круг замыкается - личность становится жертвой генетического кода и проблем своих предков.
Обсудим рекомендации. Если вы привязались к чему то - шоппингу, еде, сигаретам, спиртному - выявлять свои паттерны поведения. Далее составить и приступить к реализации плана практических действий по преодолению этих паттернов. А уже после этого критиковать ребенка и принимать меры по коррекции цифрового поведения. Но надо понимать, что это меры по изменению системы воспитания в семье.
Если в окружении ребенка зависимый взрослый. Работать над своими эмоциями, которые толкают к реакционному воспитанию. Получить рекомендации специалиста по выходу из созависимости, либо поработать с психологом, который владеет IDEAL-методом Ч. Тойча.
В библии говорится, что за грехи человека расплачиваются его дети, потомки до седьмого колена. Задача суметь осознать нерешенную проблему и активно суметь ее решить. Тогда вы не столкнетесь с поведенческими проблемами ребенка - он будет копировать здоровые привычки значимых взрослых, а не деструктивные.