Найти тему
От Верховной жрицы

Забыть безусловный рефлекс? Часть третья.

источник фото https://telegra.ph/file/2fe10686fc624d106b895.jpg
источник фото https://telegra.ph/file/2fe10686fc624d106b895.jpg

Так что же делать с этой пациенткой, которая разучилась правильно дышать? Вернее, правильно делать вдох. Надо сознательно-принудительно обучить ее правильным дыхательным движениям и довести их упражнениями до автоматизма. Казалось бы, все просто – ан нет. Подход к коррекции здесь неожиданный. Несмотря на то, что у А. нарушен автоматизм вдоха, коррекция идет на тренировке выдоха. Маленькая справочка: если человек начинает обращать внимание на то, как он вдыхает – неизбежны нарушения этого процесса: сначала просто как сбой программы, а потом этот сбой обрастает патологией вплоть до бронхитов и бронхиальной астмы. На вдохе фиксироваться нельзя – обращать активное внимание можно только на выдохе. Пациентка будет останавливаться на неполном выдохе с задержкой его по 20-30 раз в день, не подряд, а между прочим вразброд. Затем эти упражнения сменятся т.н. «пунктирным выдохом»: дробным неполным, толчками, выдохом также до неполного объема и задержкой на нем. И также по 20-30 раз в день вразброд. Постепенно дыхание нормализуется.

Такие нарушения дыхания встречаются нередко. Современные врачи, мало разбирающиеся в психологических составляющих заболеваний, посылают таких пациентов на различные обследования, назначают ударные дозы всякой дряни, отчего прут, как на дрожжах, побочные действия, и страдающих невротическим сбоем программы уже приходится лечить от действительных медицинских проблем, хотя сами такие сбои к медицине не имеют никакого значения. Они из педагогических тем – из педагогической воспитательной части. У таких людей недостаточно воспитания силы воли. Это может касаться всей волевой активности личности, а может – части ее: в некоторых направлениях воля может быть сильной, а в некоторых не укреплена. И когда стресс попадает на незащищенное место при общем фоне настроения «размазанности», беспечности и сниженного внимания, это незащищенное место обнажено и готово сойти со своих рельсов.

Подобные явления мы замечаем при логоневрозе заикании. Здесь тоже страдает выдох. Тренинги для коррекции могут быть весьма разнообразны, но они должны включать в себя три главных принципа: произносить слова только на выдохе, усиливать ударение и удлинять паузы.

Вторым по частоте сбоя двигательного автоматизма является нарушение глотания. Обычно пусковым механизмом таких сбоев являются подавления. Страх возможного повторного подавления заставляет страдающего фиксировать внимание на самом процессе глотания, который должен совершаться автоматически, а наблюдение за этим процессом вызывает сбой автоматизма. Коррекция таких случаев заключается в следующем. Пациента заставляют есть тонкие бутерброды, не стараясь проглотить всю прожеванную пищу, а фиксироваться на следующем откусываемом кусочком. Последний кусочек запивается жидкостью (последний кусочек требует обратить внимания на жидкость).

Третьим по частоте является истерическая астазия-абазия: человек разучился ходить, стоять, садиться и вставать. Автоматизм ходьбы при этом требует пересмотра: страдающий при вместо упора на пятку пытается совершить упор на носок. Корректируется это упражнениями элементарно и быстро. Но этого недостаточно, потому что страх упасть вызывает панические хватания за окружающие предметы, отчего теряется чувство опоры на подошвы, и, действительно, хватаясь за стены, столы и прочее, человек становится склонен к падению, потому что вместо подошв он пытается опереться руками (опора переносится с ног на руки). При посадке и вставании со стула он также судорожно цепляется за окружение, а также ставит ноги так далеко от стула, что любой среднестатистический человек с такого положения не встанет, а если будет садиться, то больно хлопнется ягодицами о сиденье. Для коррекции подобных явлений требуется установить правильно ноги – «под себя», а не на большом расстоянии от сиденья. Что же касается навязчивого хватания руками окружающих крупных предметов (чтобы опереться) – сначала тренируется ходьба: ноги на ширине плеч; руки сцеплены за спиной или на животе; ходить вразвалочку, покачиваясь из стороны в сторону, сначала по комнатам туда-сюда, а потом – такие прогулки на большие расстояния. Обычно через неделю-две возобновляются и правильная походка, и правильная посадка.

У меня были пациенты, которые разучивались совершать сложные автоматизированные профессиональные акты: оперный певец разучился петь, чемпионка по художественной гимнастике разучилась держать равновесие, водитель разучился владеть собственным автомобилем и др. Неважно, умеет ли корректор то, в чем разучились его пациенты. Для помощи таким людям необходимо понимать, что в основе лежит страх перед неудачей. Этот страх влечет за собой неадекватное перенапряжение мышц, участвующих в процессе. Это есть невротический зажим. Его можно легко найти, ослабить или убрать совсем, но неосознанность останется, и она создаст постоянный тревожный фон для рецидива или на том же месте, или совсем в другой области другого автоматизма. Такие нарушения относятся к неврозам незнания. Поэтому они требуют тщательного изучения механизма и последовательности тех движений, которые были до невроза автоматизированными, но непродуманными. Страдающего нужно по новой обучить этим движениям. Безусловные рефлексы можно проверить на себе: как я дышу, как глотаю и т.п., разбить процесс на этапы, как школьные упражнения по физкультуре или как обучение техникам какого-либо танца. В профессиональные нарушения нужно вникать глубже, вместе с пациентом, чтобы он сам участвовал в процессе анализа под названием: «Как это надо делать».