Сколько жен было в гареме царя Соломона? В чем была его легендарная мудрость? Почему именно Соломон построил для своего народа первый Храм Божий? Мог ли он на самом деле быть автором Книги Экклесиаста и Песни Песней? И почему Соломона до сих пор считают идеальным правителем?
Великого царя Израиля, Давида, на склоне лет пытаются свергнуть с трона его старшие сыновья – сначала Авессалом, потом Адония. Но оба терпят поражение. Давид назначает своим "преемником" десятого сына, Соломона, рожденного от Вирсавии, – той самой "чужой жены", которую царь когда-то привел во дворец.Царевич Соломон, не знавший ни войн, ни лишений, вступает на престол двадцатилетним юношей. Согласно Библии, сам Господь Бог является молодому царю во сне и обещает исполнить любое его желание. Соломон просит одного – мудрости – за что получает в придачу и богатство, и славу.
Соломон для еврейского народа - это прежде всего идеальный царь. Его почти сорокалетнее правление станет эпохой стабильности и процветания – Золотым веком Израиля. В отличие от отца, Соломон не ищет новых завоеваний, и при нем народ живет спокойно, "каждый под виноградником своим и под смоковницею своею". Он одну за другой проводит реформы - устанавливает всеобщую воинскую повинность, создает "налоговую службу", открывает школу мудрецов.
Делом всей жизни царя Соломона становится строительство Храма – великолепного Дома Господня, где будет храниться Ковчег Завета и будут совершаться жертвоприношения Единому Богу. До сих пор, пока еврейский народ странствовал и воевал, обиталищем Всевышнего был шатер, Скиния. Теперь пришло время построить Храм, один на всех.
Дом Господень строят около двухсот тысяч человек в течение семи лет. Опытных ремесленников и строителей Соломон выписывает из Финикии – в Израиле таких мастеров еще просто нет. От другого соседа – царя Тирского Хирама - в Израиль доставляют самую ценную породу дерева – ливанский кедр. Как земная обитель Бога, храм Соломона представляет собой "модель" Вселенной: на потолке видны звезды, на стенах – цветы и плоды. Но главное: в этом храме нет изображения Бога. В его Святая Святых стоит лишь Ковчег Завета.
Строительство храма царя Соломона
После долгих лет строительства, в праздник Кущей, когда все мужское население Израиля обязано явиться в Иерусалим, происходит Освящение Дома Господня. Особую роль в этом торжестве играет сам царь Соломон – он возносит пламенную молитву за весь мир и призывает Бога войти в Храм и символически пребывать в нем. С этого самого момента Иерусалим становится священным городом, духовной столицей всего еврейского народа.
Согласно Библии, после возведения Храма Господь Бог снова является Соломону – на этот раз с грозным предостережением: если царь и его народ отпадут от Бога, от Храма не останется и камня на камне. Но Соломон, кажется, уже не слышит Гласа Божия. Из идеального царя с годами он превращается в типичного восточного деспота. Он строит себе огромный дворец, который по роскоши соперничает с храмом и даже превосходит его: здесь и редкие породы дерева, и драгоценные камни, и трон из слоновой кости, украшенный золотом.
Большой гарем – это вопрос престижа, а количество жен – показатель статуса правителя. Постепенно гарем Соломона превращается в целую колонию женщин из разных племен и народов, и они склоняют Соломона к вероотступничеству. Царь приказывает построить в Иерусалиме святилища Астарты, Милхома, Хамоса и других сирийских богов. В угоду своим женам Соломон даже открыто участвует в языческих обрядах.
Возможно, именно в это время и возникает Песнь Песней - цикл свадебных песен, в которых говорится о юной девушке, которая не желает идти в гарем Соломона, где «шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа», а предпочитает царю своего возлюбленного, пастуха.
И пусть на закате дней мудрость царя Соломона изменила ему, в историю он все же вошел как один из величайших библейских героев: как мирный правитель "золотого века" Израиля, строитель первого Храма Господня и как великий пророк, сказавший: "Бог создал человека не для тления и сделал его образом вечного бытия Своего".