Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Таинственная стена» - фантастика без эффектов

Советская кинофантастика несмотря на то, что общество было с самого начала обращено в Светлое Будущее, не оказалась «любимым жанром» у начальства, да и критики считали её второразрядной развлекаловкой. Фантастики было мало. Поэтому каждое произведение можно рассматривать отдельно – это штучный товар. «Таинственная стена» (1967) лично мне стала известна …когда появились Интернеты с Ютубами, а вообще этот фильм стоит того, чтобы его посмотреть.

Кадр из фильма «Таинственная стена» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Таинственная стена» (1967). Скриншот.

Во-первых, захватывающий сюжет. В тайге обнаруживается уникальное явление - Стена, окружающая пространство диаметром около двух километров. Она опускается с определённой периодичностью и выглядит, как густой туман, а ещё – через нее нельзя пройти (потому – стена), ибо эта штука (или не штука?) выдаёт мощные электростатические заряды. Учёные, исследующие Стену, получают опыт погружения в воспоминания, оказываясь там, в своём прошлом.

Кадр из фильма «Таинственная стена» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Таинственная стена» (1967). Скриншот.

В целом напоминает лемовский «Солярис», но попроще. Спецэффекты – нулевые, но и без них сохраняется напряжение. Во-вторых, в этом коротеньком, но ёмком рассказике задействованы отличные актёры – настоящие «лица» советских-шестидесятых – Лев Круглый и Татьяна Лаврова. Такие канонические типажи, которые буквально просятся на иллюстрации в журнале «Юность». Он - с волевым открытым лицом, в грубом свитере, она - женщина-лань, и у неё - глазки-стрелочки.

Кадр из фильма «Таинственная стена» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Таинственная стена» (1967). Скриншот.

Он – разумеется, учёный практик, погружённый в свою работу, она – его невеста, смутно осознающая, что для её жениха главное — ...вовсе не любовь и не семейная идиллия. В одной из сцен Ломов (герой Льва Круглого) с тщательно скрываемой иронией рисует Леночке (героине Татьяны Лавровой) их следующие шаги: «Ты меня встретишь в Москве и повезёшь к своей маме на Гоголевский бульвар…».

Кадр из фильма «Таинственная стена» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Таинственная стена» (1967). Скриншот.

Затем будет шикарная свадьба, квартира, дети, лучше девочка, которую мы будем учить музыке и английскому языку… Это то, чего так дико боялись романтики 1960-х и то, что с ними случилось уже в 1970-х – они стали приличными обывателями. Иные же, которые держались за идеалы юности, за свои песни и сказки, попросту спились или двинулись в диссидентство. Такие фильмы хороши не только своим первым планом – я имею в виду фабулу, игру, декорации, но и мысли, настроения эпохи.

Кадр из фильма «Таинственная стена» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Таинственная стена» (1967). Скриншот.

Что характерно, никто так и не узнал, что такое Стена – вопрос остаётся без ответа, а в финале нам являют, как эта тема сделалась «попсовой», о ней болтают журналисты, в том числе зарубежные, а фоном звучит лёгкая «буржуазная» музычка. А ещё показывают некоего лощёного чиновника от науки, функционера, который ровным голосом (и садясь в авто с водителем) транслирует, что на место, где опускается Стена, послана большая группа специалистов с новейшим оборудованием.

Кадр из фильма «Таинственная стена» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Таинственная стена» (1967). Скриншот.

Это – великолепная метафора. Пока Стеной занимался один энтузиаст и отшельник Ломов, это выглядело, как поиск великого смысла и, возможно, контакта с внеземными цивилизациями. Теперь же грядёт поиск …диссертаций и пресс-конференций, зарубежных поездок и богатого финансирования. Смена ориентиров. А Ломова забудут, предварительно оттеснив. Он, судя по тому, как говорит и чем дышит, вряд ли станет хорошим бюргером 1970-х.

Кадр из фильма «Таинственная стена» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Таинственная стена» (1967). Скриншот.

В этом фильме очень много потрясающих деталей, касающихся прошлого всех фигурантов, а ещё там Андрей Миронов сыграл нехарактерную для себя роль – простоватого и восторженного сержанта (его обычные персонажи, если и восторженны, то никогда не простоваты, и того реже - военные). Звучат самые разные вопросы-темы-проблемы – одиночество, искание, мечта, семья, родина, вoйна. Это – калейдоскоп шестидесятнических идей. Будто Стена хочет НАМ изобразить наших родителей, схематично и - понятно.

  • Отрывок взят из видеоблога автора текста.

Zina KorZina (c)

  • Советская кинофантастика:

1. «Аэлита» - шедевр или неудача?

2. Довоенная кинофантастика СССР.

3. «Отроки во вселенной» и наша реальность.

4. Интересная подробность в фильме «Через тернии к звёздам».