Подростковый возраст называется в научной литературе «периодом бури и натиска». И, действительно, взрослеющий человек в этом возрасте испытывает на себе и пропускает через себя чрезмерные нагрузки, справиться с которыми не так - то просто в одиночку. Подростки бунтуют за независимость, свободу слова и действия. Бывает, что во имя справедливости (или ради принципа) ими совершаются рискованные, необдуманные поступки.
А бывает и так, что для совладания с «жестокой реальностью» подросток надевает маску грубости, высокомерия, гордыни. Внутри же он остается очень ранимым, сверхчувствительным и «раздробленным». В нем нет целостности.
Родители очень сильно переживают такие, на их взгляд, необратимые изменения в отношении, характере их чад.
Проблемы понимания подростка, удовлетворительной со-бытийности с таким вот бунтующим, порой невыносимым отпрыском заслуживают внимания всей семейной системы. «Стратегия выжидания» что это рано или поздно пройдет, отстраненности или попытки морально «победить» часто заканчиваются плачевно.
Подросток учится у взрослого осуществлять «Заботу о своем мире», через организацию ритма жизни, через идентификацию с формами поведения и выражения эмоций, через отзеркаливание родительского «способа Быть» в этом мире.
Это хорошо заметно, когда родитель находится в контакте с ребенком и продолжает быть для него «достаточно хорошей» мамой (папой), особенно в периоды его особенной невыносимости.
Период кризиса пройти легче, если сохранена связь и контакт.
Тогда, при всей «колючести», отстраненности и «недоступности» подростка родитель может найти ключи доступа к тому, что происходит в его внутреннем мире: что стабильно, а что меняется? И ответить на вопрос: А какова моя роль в проживании кризиса подросткового возраста моего ребенка? Насколько я вовлечен? То, как я даю поддержку – это про заботу или про озабоченность? И т.д.
Не отвлекаясь от темы статьи, хочу привести пример о том, как выглядят «объективные метки» внутренних трансформаций подростка, которые он транслирует через пространство своей комнаты. Во-первых, скажу, что убеждена в необходимости отдельной комнаты для подростка. Это место персонификации, проявления значимых аспектов его формирующейся идентичности. В этом пространстве – он, как рыба в воде, как творец, как человек, ищущий и находящий себя. Он создает там особую атмосферу:
Вот здесь на фото «кусочек» бытия подростка 13 лет, моей дочери (сфотографировано и описано с ее разрешения))
Тут стол с великим множеством вещей и доска над ним, которую я называю «стена персонализации» (термин не мой). Материал на ней периодически меняется , выступая как бы индикатором настроения, значимых событий и устойчивых тенденций ее жизни. Также там время от времени появляются «герои», которые идентифицируются с какой то частью себя - субличностью.
Говорить о себе, особенно о своих эмоциях подросток не всегда настроен, а потребность самовыражаться – огромная. Поэтому через такую «стену персонализации» он как бы говорит: Вот этим я готов поделиться. Это то, чем я живу. Это доступно. Поймите меня, спросите меня, похвалите меня…
Посмотрим, что сегодня на доске?
- Плакат с маленьким принцем. Для меня символично отражает актуальное настроение: тихой грусти, уединения (в связи с долгой разлукой с подругой). При этом, одновременно - признание и внутреннюю интеграцию ценностей дружбы, верности и близких отношений.
- Нарисованные своей рукой рисунки, которые часто меняются. Это про проявление «Я» начинающего художника. Очень значимая часть, уже присвоенный опыт (то, что нравится в себе и хочется показать, как часть себя). Нравится этим любоваться.
- Небольшие черно-бело-красные картинки. Вроде бы просто картинки…но на самом деле такое сочетание цветов четко отражает «маленький» протест, желание побунтовать… Тенденции, которые вспыхивают , например, в школе как отстаивание своей правоты перед учителем и т.д.
- Яркие, радужные картинки как проявление такой уже устойчивой мотивации жизни , жизнелюбия, оптимизма.
- Маленький бумажный дракончик «Акур», который я вначале приняла за обрезок бумаги) Оказывается – очень важный артефакт, память о событии- приятном, запоминающемся для моей дочки.
- Раскрашенная фигурка пони, которая появилась вчера. Как всплеск хорошего настроения!
На такой стене (и на столе) персонализации, отпечатывается самое значимое. В этом месте мы можем познакомиться с составом «Комитета» подростка- его субличностями. На моем примере, возможными субличностями выступают: Художник, Романтик, Верный друг, «Эстетик герл», «Веселый и депрессивный чел» (из лексикона дочери), «Бунтарь», «Книжный червь» и «Ленивец»)
Судя по количеству и соотношению предметов на столе (карандаши, фломастеры, еще карандаши и фломастеры, блокноты, личные дневники, скетчбуки, духи, крем и т.д.) наиболее выраженная субличность - это художник. На второе место постепенно вырывается «эстетик герл» с ее постоянным вопросом: «Маам, ты взяла расческу???» и желанием покупать все новые и новые пенки, кремы и дольче милки:)
Помимо наиболее явно выраженных субличностей у подростка могут быть и свои «союзники» (например герои любимых книг), которые могут их поддерживать, вдохновлять или заражать своими идеями.. К сожалению, эти союзники не всегда со знаком +. На полке с книгами появляются любимые книги, комиксы. А там герои, такие ресурсные, такие интересные…
Одна девушка-подросток призналась мне на консультации, что ее самый близкий человек, после мамы - это солист группы Нирвана – Курт Кобейн. В трудные часы и минуты именно он является ее главным ресурсным образом. Он говорит ей: «Я смог и ты сможешь…»
Вот так, благодаря воображению, знанию своих ресурсов, развитой способности самовыразиться через творчество, «параллельный язык музыки, искусства, сочинительства» подросток справляется с бушующими внутри страстями…
Несмотря на героический склад мышления, стремления демонстрировать свою взрослость, он остается уязвимым. Ранимым.. Это хорошо заметно – если перевести взгляд со стола на диван…
Много мягких игрушек, милых сердцу, с которыми расставаться совсем не хочется… В этом живет внутренний ребенок, которому хочется играть, получать заботу и теплое, заботливое участие…
Через прикосновение к такому богатому, разнообразному, противоречивому миру подростка –мы, взрослые, можем больше узнать о нем. Бережно и с заботой относиться к этому, пока еще хрупкому миру – одна из задач «достаточно хорошего родителя». А еще – это способ быть в контакте, что и есть показатель устойчивых, здоровых отношений в семейной системе. Если контакт потерян - обращайтесь к психологу!