Клей жизни.Сага о Вранье.
Сколько раз я тебе говорил : "Если врешь - ври уверенно ".
Наставления ребенку из реальной жизни.
Например, я почти перестал врать , почти совсем...Прежде я пользовался этим удобным , уютным способом изменения реальности чаще, сейчас мне это разонравилось.Мне кажется,это влияет на качество жизни...
Констанитн Павлов, президент Восточно-Европейского Гештальт Института
У Виктории Токаревой есть рассказ " день без вранья",герой которого принимает решение говорить правду.Его жизнь меняется,но меняется и жизнь всех окружающих людей.Причем, не однозначно в лучшую сторону.
Почему же мы так часто прибегаем к этому способу взаимодействия ?Насколько это необходимо и нужно ли что-то менять, если всё и так идет хорошо?Давайте попробуем разобраться...
Вначале определимся с терминологией.Под враньем будем понимать любую недостоверную информацию ,при том, что доносящий её сам об этом знает.
Когда на божий свет появляется маленький человечек - Он появляется не на пустом месте и интегрируется тоже не в пустоту.Его сопровождает контекст в виде родителей и друзей, норм сообщества, жизненных экспериментов и традиций.
Что же мы записываем в голову человечку?
Во-первых, мифологическое сознание .Например, историю про доброго бородатого волшебника , который выполняет почти все наши желания и приносит подарки .Он же дед Мороз ,Санта и т.д.Да,не стоит лишать детей сказки.Ожидание чуда - это прекрасно И сказочный этап важен для формирование психики.Не будем строги .Просто отметим факт и двинемся дальше.
Вот малышу 4 годика.Как ведут себя среднестатистические взрослые, если ребенок проявляет неуправляемость?Правильно, пытаются договориться, не помогает - манипулирут, или угрожают, иногда чего хуже...В этом списке нас интересует манипуляция : "если не съешь суп- не вырастешь", "не оденешь колючий свитер- заболеешь" ,"не будешь слушаться- тебя дядя заберёт",.....Не важно, насколько добродетельны были стремления.Нас интересует результат.Маленький человечек пока еще верит всему, но уже начинает кое о чем догадываться.
Вот мы видим его шагающим с портфелем в школу.Одноклассники смеются над его стареньким телефоном:"Скажи маме , что потерял - и тебе купят новый "...
Пятый класс.Он заболел.Родители везут его по экстрасенсам и храмам.Много пищи для размышления.
Седьмой класс .Он смотрит ролики в интернете. Реклама внушает : "купи меня и исполнятся ВСЕ мечты", сюжеты кино и театральных постановок продвигают идею "золушки" ,а продавцы онлайн -марафонов убеждают, что ВСЕГО можно добиться,нужно ТОЛЬКО захотеть.
Вот он уже выпускник.И вынужден врать родителям,что не курит,не пробовал алкоголь и т.д. Почему он так делает?Очевидно, их страха.Он уже кое-что понимает .Он не хочет последствий .
А вот у них в доме праздник и перед гостями родители разыгрывают влюбленную пару, хотя терпеть друг друга не могут...
Немного перемотаем ленту.Сейчас мы видим нашего героя уже врослым,35-летним мужчиной.Теперь он сам может кого-угодно многому научить.За плечами опыт работы в нескольких организациях, неудавшийся брак и отсутствие надежды на будущее.Он никому не верит и мало смеется .Он врет даже там, где можно без этого обойтись.Просто.По привычке.Он не задумывается.Такое поведение для него -норма.
Кто Он? Жертва социального конвейера или Сознательно действующий субъект?Возможно ли отделить человека от вранья?Является ли Вранье- синоптической связью общества,Его клеем?Развалится ли всё, если перестать врать? или " говорить правду можно только в том случае, если живёшь по правде" ?
Пусть каждый из вас решит сам.