Найти тему
93,4K подписчиков

Не могу присвоить любовь. Нарциссическая травма.

Бывает, тебе говорят: "я тобой восхищаюсь, ты супер, ты молодец, я тебя уважаю, люблю..." а ты не веришь и присвоить это не можешь. Отскакивает, как горох от стены.

Внутри у тебя растёт странное чувство настороженности... Может они мне просто льстят? Может им просто что-то от меня нужно? Или они говорят это из жалости. Или они просто не знают какая/какой я на самом деле...

Когда позитивного отклика слишком много, иногда даже возникает отвращение, становится приторно до тошноты. Это как сразу съесть огромный торт. Пихаешь его, глотаешь, а потом всё, больше не лезет 🤮

Ты говоришь что восхищаешься и уважаешь, а за что конкретно? Ну-ка обоснуй. Если человек может объяснить, что вот, мол, то-то и то-то ты классно делаешь, или говоришь, и за это я тебя люблю, тогда я могу в это поверить и присвоить. Потому что для меня логично, что любить можно за что-то конкретное, а что бы просто так - это не логично, как это?

Это отсылает нас к личному опыту родительской любви. Какой она была?

1. Мама просто дарит вам свою теплоту и нежность, её глаза светятся любовью, когда она на вас смотрит, ласкает вас, говорит, как она счастлива, что вы у неё есть... У вас есть этот опыт, когда любят просто так. Когда для этого не обязательны какие-то причины. Вы видели и ощущали это на себе, для вас это факт.

2. Вас хвалили и говорили, что вы хороший сын/дочь, потому что... слушаетесь, помогаете по дому, хорошо учитесь, что-то умеете и тд. И у вас совсем другой опыт. Любят всегда за что-то. Это понятно и логично. А когда просто любят... что это такое, как это принять и что с этим делать не ясно.

Более того, впоследствии вы могли сталкиваться с лестью и обманом и видели или испытывали на себе, как с помощью лживых слов о любви можно манипулировать человеком.

Очевидно, что эти в два человека, с разным опытом будут совершенно иначе реагировать на тёплые слова, слова любви и похвалу.

Для одного - это счастье, елей на душу, он нежится, питается и греется об это, возникает доверие, желание сближаться. А другому с трудом заходит, рождая массу противоречивых и тяжёлых чувств и реакций вплоть до желания выйти из контакта и закрыться.

Если вы обнаруживаете в себе больше от второго типа, то возможно у вас нарциссическая травма - травма не любви.

К сожалению, в наше время - это довольно распространённое явление. Психологи называют наш век нарциссическим, а нарциссизм - неврозом современности.

Тут я не говорю о нарциссизме как клиническом диагнозе и расстройстве личности, а лишь о чертах, реакциях и стратегиях адаптации, свойственных людям, перенесшим нарциссическую травму.

Тема довольно большая, точно не на 1-2 статьи. Я начинаю погружаться в нее и в личной терапии и изучать всё что есть из теории и психотерапевтической практики. Если вам интересно, то буду держать вас в курсе.

Пишу про это в своём ТВ-канале Неправильный психолог