Подготовленный клиент, то есть такой, который знает свой запрос. Плюс, он что-то почитал по этой теме, изучил информацию в сети, захватил с собой свои заметки и пришёл к психотерапевту с готовностью внимать и записывать.
Для психотерапевта такой клиент - это подарок. Правда это не значит, что с ним не возникнет трудностей.
И так как позитивные стороны такого клиента понятны, то на трудностях и подводных камнях мы и сосредоточимся.
1⃣ Во-первых, подготовленный клиент имеет свою систему ожиданий. Он ждёт того, что психотерапевт будет вести себя в дополняющей роли: всё расскажет, покажет, объяснит. Клиент это быстренько применит. И жизнь поменяется в лучшее русло. Т.е. велик шанс того, что ожидания будут завышены.
Да, поведение клиента позволяет судить о его готовности к выполнению упражнений и заданий, некой изначальной настроенности на сотрудничество, но при этом если результаты не наступят быстро, то надо менять психотерапевта. При этом насколько велика у клиента готовность меняться мы не знает, так как слушать рекомендации, их записывать, выполнять задания - это ещё не готовность к изменениям.
Для того, чтобы не попасть в эту ловушку психотерапевт может сразу задать правила и сеттинг встреч, который будет удобен ему. А клиент либо согласится играть по правилам психотерапевта, либо отправится искать другого специалиста.
Если же действовать в логике клиента, то всё ещё требует особого внимания вопрос ожиданий: как будет проходить работа с клиентом; на какие результаты и в какие сроки рассчитывает клиент; как понять, что работа продвигается в нужном русле; сколько времени может потребоваться, чтобы убедиться, что работа не эффективна и надо что-то менять и т.д.
Такой подход уменьшит неопределенность как клиента, так и психотерапевта. А сам терапевт сможет подкорректировать ожидания клиента, если поймёт, что они не реалистичны.
2⃣ Во-вторых, есть некоторый объем усвоенной информации, который может пойти в разрез с предположениями и предложениями психотерапевта. Поэтому частенько приходится договариваться с начитанным клиентом про термины: что и как называется. А также отвечать на вопросы, почему психотерапевт не согласен с мнением книжки или предыдущего психотерапевта, к которому ходил клиент. Соответственно, вопрос имеющегося опыта с такими клиентами стоит поднимать на первой же встрече.
А во время самой сессии более бесконфликтной ролью психотерапевта будет роль собеседника, где терапевт скорее выслушивает клиента, задаёт ему много вопросов, но при этом почти не даёт никаких рекомендаций, а если очень хочется дать, тогда рекомендация звучит, как один вариант из многих, что уменьшает сопротивление.
3⃣ В-третьих, у таких клиентов, как это ни странно, есть риск утраты автономности. Если контакт с психотерапевтом такого привередливого клиента устроил. И клиент видит, что качество его жизни быстро повышается за счёт работы психотерапевта, то такой клиент (чтобы делать меньше ошибок в своей жизни) будет всё чаще и чаще ходить к психотерапевту с локальными запросами (на встречу или две), что в конечном счёте приведёт к утрате самостоятельности в принятии решений. Соответственно, это необходимо отслеживать, и при обнаружении такой тенденции, стоит напрямую или косвенно вернуть ответственность за принятие решений, и за свою жизнь в целом клиенту.
Коллеги, а к вам приходили на сессии подготовленные клиенты? Как прошла терапия?
**
❗ Коллеги, приглашаю вас пройти курс Обучающей Личной Терапии! Вы научитесь качественнее оказывать услуги и получите официальный сертификат ОППЛ
Для записи на онлайн встречу-знакомство (бесплатно) пишите личные сообщения