Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Важность роста и неидеальности

Пост моего взгляда на себя и на мир.

Может быть обнаружатся единомышленники.

Мне думается, что сам по себе приход в кабинет терапевта весьма символичен.

Клиент, также, как и младенец внутри матки, устойчиво понимает, что находиться внутри чего-то весьма тесного для дальнейшего роста уже невыносимо, да и питательных веществ теперь совсем недостаточно, даже напротив, то что получает, вдруг, внезапно становится ядовитым.

Далее запускается механизм, когда младенцу необходимо начать с усилием отталкиваться, как и клиенту - начать испытывать отвращение и даже ненависть к существующему положению дел, что толкает на поиск других фигур, более подходящих, и после продолжительных, бесполезных попыток переделать существующее окружение под свои новые нужды, (младенец яростно пинается, пытаясь переделать внутреннее пространство матки, как-то увеличить его) и найти все-таки терапевта.

Далее младенцу необходимо пройти огромный путь из ставшего ядовитым места, куда-то туда, где гипотетически есть все необходимое и в то же время опасное, ведь пока не ясно и слишком ново, нестерпимо, ведь привычен путь удовлетворения потребностей "оно само все как-то образуется и в меня попадёт и само из меня выйдет, мне ничегошеньки и делать не надо". Клиенту тоже необходимо пройти такой путь: выбрать терапевта, договориться о встрече, придти на неё и ходить, ходить, ходить, как и младенцу, вышедшему в новый мир необходимо самостоятельно дышать, сосать, глотать, всячески реагировать и давать понять миру, что он мокрый или голодный, или уставший, или что-то болит...

Возмущению, ярости, недовольству, огорчению, разочарованию, отвращению, по поводу того, что все не так, не привычно, а тут ещё и не угадывают что мне надо, кажется, нет предела. Как и клиент, имеет какие-то ожидания, не говорит о них, остаётся с ними замкнутым внутри себя, только лишь проецируя на терапевта то, что не поддаётся с ходу никаким объяснениям.

Всё бы ничего, если бы родитель в первый год раз за разом, с теплом, радостью и безграничной любовью заботился о своём малыше, беспрестанно угадывая, что говорит младенец своим плачем, тогда в ребенке возрастают ощущения безопасносного мира, вера в то, что мир обязательно откликнется в ответ на его потребности, надежда на то, что стоит лишь найти подходящую форму выражения потребности, и мотивация, звучащая, как "я точно получу все необходимое, нужно лишь что-то сделать самому".

Хуже, когда не угадывали/не ждали/не любили/не заботились/отвергали/не замечали. Ещё хуже, когда наказывали: кричали, трясли, били, закатывали истерики/оставляли в одиночестве/бросали/трогали или смотрели с отвращением. Там не формируется ни безопасность, ни вера, ни надежда, ни мотивация. Там формируется искореженная, ложная самость, которая смотрит на мир с глубокой скорбью, в которой есть только безнадежность, пустота, ужас, бесконечная боль потери себя, своего места, а чувства остаются неназванными, неясными, затапливающими, не отличимыми друг от друга... И звучат скорее как "не понимаю что делать и как жить" и моё любимое, "не могу сформулировать тему, но чувствую, что что-то не так".

В кабинете терапевта, в том числе и в моем кабинете, клиенты проходят такой сложный, часто по ощущениям чудовищно ужасный путь через все этапы и выше названные чувства и процессы. А я в это время остаюсь рядом: честно, открыто, ясно, творчески, устойчиво, внимательно, стабильно, постоянно. И всеми этими частями, получается, я фрустрирую клиентов. Ведь что может быть хуже честности для тех, кто привык за многолетний опыт, только к бесконечно вранью и предательствам? Что может быть хуже открытости, когда привычен механизм замкнутости/изоляции? Что может быть хуже ясности в мире хаоса? Что может быть хуже спонтанного творчества в ригидном пространстве установок, чётких родительских посланий? Что может быть хуже устойчивости в привычной болотной трясине неизвестности, ненадежности, бесконечных метаниях "что же все-таки решить" и отказа делать хоть какой-нибудь выбор? Что может быть хуже внимания и интереса в мире, где человеку постоянно внушают кто он, какой он, что он должен делать, совершенно игнорируя потребности и наличие отдельной самости этого, конкретно взятого человека? Что может быть хуже постоянства и стабильности внутри сформированной дезорганизованности, где первичный объект хронически говорит одно, делает другое, внушает что-то, а сам поступает другим способом, сегодня утром так себя ведёт, а вечером уже противоположно по другому?

Правильно - ничего хуже и ужаснее и в то же самое время желаннее нет. Поэтому как только клиент видит, что что-то изменилось или существует такая вероятность, немедленно хочет оборвать терапию, ведь он не понимает как обходиться с этим новым опытом/пониманием/ощущением. Это называется кризис. Задача и ответственность клиента заключается в том, чтобы во время каждого кризиса удержаться в терапии, ухватившись за терапевта ещё крепче. Именно совместное преодоление разного рода кризисов компенсирует, восстанавливает и выращивает утерянную самость/подлинную идентичность/целостность личности. А это, в свою очередь ведёт к внутренней свободе взрослого, психически зрелого человека, способного к самостоятельному распоряжению своей собственной жизнью, хорошим границам, способности замечать и выбирать подходящее именно себе, свободу отторгать не подходящее, адекватной функции самооценивания и ясном видении своих возможностей и ограничений в контексте реальности.

А ещё я эмоциональный, живой, присутствующий, нацеленный на жизненность, обыкновенный человек. Терапевт. Человекотерапевт. Терапевточеловек😂
Я далека от позёрства, показухи супер-пупер-мега-идеальной меня, какой я точно не являюсь. Мне не обязательна публика для решения моих собственных задач развития. Для меня важны отношения с людьми, которые позволяют себе быть просто людьми, обыкновенными, со своими нуждами и мечтами, фантазиями и снами, чтобы и им была важна просто я, а не функции, которые я могу для них выполнять.

А неспособность пойти на терапию я расцениваю как действия младенца в утробе, упрямо направленные на сохранение своего статуса пассивно-зависимого. А прерывания терапии на разных этапах - как ясный, красноречивый отказ расти и взрослеть: желание вернуться назад, в утробу любой ценой. Или в тот возраст, где было достаточно хорошо (это зависит от этапа терапии из которого клиент сбежал).

Если ты не развиваешься и не растешь, то это значит, что ты деградируешь (стремишься к смерти) - по-моему, это из какого-то закона термо динамики. Но могу и ошибаться, что от туда. Пойду развиваться, поищу, откуда это на самом деле, ведь я стремлюсь жить, потому что мёртвой я была слишком долго, пока не пошла учиться, лет девять назад и потом, когда нашла своего терапевта, кстати говоря самого лучшего и одновременно самого худшего для меня. Хотя сейчас уже тот этап, когда мой терапевт становится просто человеком, со своими достоинствами и недостатками))))

Я работаю честно, открыто, собой. Кто готов несмотря на ужас и страх расти, открывать и исследовать, расширять и углублять пространство своей психики, добро пожаловать, со временем возможно восстановить свою собственную, давно утерянную личность.