Трудно переоценить положительное влияние спорта на жизнь человека: регулярные тренировки способствуют укреплению здоровья и предотвращению развития многих заболеваний, они заряжают энергией, повышают настроение, улучшают когнитивные способности мозга, являются хорошей профилактикой антисоциального поведения. В современном мире занятия спортом приобретают всё большую популярность, в обществе сложился устойчивый образ успешного, здорового, физически развитого человека. Стремясь обеспечить полноценное развитие ребенка, многие родители приобщают своих детей к спорту как можно раньше, тем более, что набор в некоторые спортивные секции начинается уже с двух-трехлетнего возраста.
Особое значение спортивные тренировки приобретают для детей в подростковом возрасте. Как известно, в этот период происходит интенсивное развитие - физическое и психическое. Для подростков особое значение приобретает образ их тела, происходит развитие самосознания, становление Я-идентичности, на первый план выходят отношения со сверстниками, а не со взрослыми. Ребята начинают задумываться над своими жизненными перспективами, в связи с чем происходят значительные изменения в мотивационной сфере. К сожалению, именно на подростковый возраст приходится один из пиков числа уходов из спорта.
Родоначальником термина «мотивация» следует считать немецкого философа Артура Шопенгауэра, который впервые применил его в своей диссертации «О четверояком корне закона достаточного основания».
Мотивация – это сила, движущая людей к определенному результату. Этим термином мы можем обозначить сумму всех факторов (эмоциональных, рациональных, внешних, внутренних), которые стимулируют человека на те или иные действия [5].
В формирование тории мотивации важнейший вклад внес американский психолог Абрахам Маслоу. Автор описал пирамиду человеческих потребностей:
— первый уровень (низший) - физиологические потребности тела (вода, питание, сон, сексуальное влечение);
— второй - потребность в безопасности (защищенность, стабильность, уверенность, комфорт);
— третий – социальные потребности (принадлежность к обществу, любовь, внимание, забота);
— четвертый - потребность в самоуважении (нужность, значимость, призвание, самоутверждение);
- пятый – творческие потребности (творчество, созидание, открытие);
- шестой – эстетические потребности (красота, гармония);
- седьмой (высший) - потребность в самоактуализации (духовные потребности, развитие, познание, личностный рост).
Согласно теории Маслоу, для перехода на более высокий уровень осознания и удовлетворения потребностей, человеку необходимо обязательно удовлетворить потребности более низкого уровня [3]. Таким образом, если люди испытывают голод (физиологическая потребность, первый уровень) и у них нет крыши над головой (потребность в безопасности, второй уровень), они не осознают и не стремятся реализовать, например, потребность в любви (третий уровень).
Однако основные мотивы деятельности человека претерпевают изменения не только из-за перехода от одного уровня потребностей к другому, но и по мере взросления. Как показывают исследования Ермолина А.В., по мере взросления у детей происходит смена преобладания внешних мотивов на внутренние, подростки начинаю более четко осознавать свои собственные потребности, они приобретают более предметное очертание. Также, по мере развития когнитивных способностей, дети начинают задумываться о долгосрочных перспективах и последствиях своих действий в будущем, что влияет на мотивационную сферу [1].
Согласно исследованиям Е. П. Ильина, в процессе своего формирования мотив проходит три стадии:
- стадия первичного (абстрактного) мотива – человек осознает потребность в чем-либо, у него возникает нужда;
- стадия поисковой активности – человек ищет пути для удовлетворения потребности и обдумывает их;
- стадия выбора конкретной цели – человек ставит цель, направленную на удовлетворение конкретной потребности [2].
Мотивы занятий спортом и другими видами физической культуры — это побуждения к выполнению физических упражнений для удовлетворения потребностей в движении, признании, самосовершенствовании и др.
Что касается непосредственно мотивации спортивной деятельности, здесь мы можем выделить исследование А. В. Шаболтас. Автор выделяет десять категорий мотивов, которые могут доминировать у лиц, занимающихся спортом:
- Мотив эмоционального удовольствия (ЭУ): спортсмен тренируется, потому что получает удовольствие от движений и физической нагрузки
- Мотив социального самоутверждения (СС): для спортсмена важно уважение окружающих, его личный престиж, которые он получает, добиваясь спортивных успехов
- Мотив физического самоутверждения (ФС): спортсмен занимается спортом, поскольку стремится к физическому самосовершенствованию, укреплению здоровья, закалке характера
- Социально-эмоциональный мотив (СЭ): спортивные события позволяют человеку пережить яркие эмоции, приобщиться к особой атмосфере соревнований, почувствовать общность с другими спортсменами и болельщиками, выстроить неформальное общение
- Социально-моральный мотив (СМ): для спортсмена важен налаженный контакт с тренером и товарищами по команде, особую ценность приобретает достижение успеха спортивной группой, к которой он принадлежит
- Мотив достижения успеха в спорте (ДУ): спортсмен стремится к постоянному улучшению достигнутых результатов
- Спортивно-познавательный мотив (СП): особое значение и интерес для спортсмена представляют вопросы технической подготовки к тренировкам и соревнованиям, тактика и принципы построения процесса тренировок
- Рационально-волевой (рекреационный) мотив (РВ): человек испытывает дефицит физической активности и стремится его компенсировать во время спортивных тренировок
- Мотив подготовки к профессиональной деятельности (ПД): для человека особое значение приобретает возможность при помощи спорта подготовиться к требованиям выбранной им профессии
- Гражданско-патриотический мотив (ГП): для спортсмена важны его успешные выступления на соревнованиях, позволяющие поддерживать престиж страны, города, спортивного клуба [6]
Исследования показывают, что регулярные занятия спортом вносят определенные изменения в мотивационную сферу подростков. Так, для них становятся более значимыми мотивы самосовершенствования, развития характера и личностных качеств. Это связано с тем, что у подростков формируется сложная система мотивов, в которой потребности в достижении успеха связаны с личностными и социальными потребностями. В подростковый период дети уже способны оценить привлекательность той или иной задачи для себя лично, а также определить социальные стимулы к достижению успеха [4].
Список литературы:
- Ермолин, А.В. Мотивы конкретного поступка у подростков // Наш проблемный подросток. / Науч. ред. Л. А. Регуш. — СПб., 1999. — С. 60-78.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Мотивация и личность / Абрахам Г. Маслоу; [Пер. с англ. Татлыбаева А.М.]. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
- Нургалиева, А.Г. Содержательные особенности мотивации к спортивной деятельности у подростков // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2018. - №4-5 – С. 20-21.
- Чалдини, Р., Кенрик, Д., Нейберг, С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 336 с.
- Шаболтас, А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / Шаболтас Алла Вадимовна. – СПб., 1998. – 184 с.
____________________________________
Специализируюсь на спортивной и возрастной психологии, а также на решении вопросов детско-родительских отношений. Могу быть вам полезна.
Контакты и информация об услугах в моей анкете.