Данная статья является продолжением цикла публикаций о нормативных семейных кризисах. С предыдущими статьями вы можете ознакомиться по ссылкам ниже
Кризис 1. Принятия на себя супружеских обязательств
Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей
Кризис 3. Включение детей во внешнюю социальную среду
Так называемый подростковый период – этап психического развития ребёнка, обусловленный переходом от младшего школьного к подростковому возрасту, заслуженно считается одним из самых трудных возрастных кризисов.
Кризис переходного возраста неизбежно связан со значительными физиологическими, психологическими и личностными изменениями ребёнка. Меняется поведение подростка, его тело, а также взаимоотношения со сверстниками и родителями.
Очень часто протекание подросткового кризиса сопровождается негативными симптомами:
- Регулярные перепады настроения подростка. Часто ребёнок становится раздражительным, вспыльчивым, или напротив отстранённым и подавленным;
- Подросток может начать бунтовать против родителей и привычного окружения – отказываться от выполнения домашних обязанностей, избегать нахождения в кругу семьи, игнорировать общение с родителями, провоцировать конфликты, как со сверстниками, так и с взрослыми;
- Снижается учебная мотивация. Интересы ребёнка смещается с учебной деятельности на сферу взаимодействия со сверстниками;
- Ярко выраженный негативизм. Сфера ценностей и интересов ребёнка может претерпеть кардинальные изменения, прежние значимые вещи, отношения или увлечения могут отвергаться, или даже категорически обесцениваться;
- У подроста может появиться стремление к импульсивным влечениям, рискованному поведению.
Кроме того, стоит отметить, что практически всегда подростковый кризис связан с деидеализацией родителей. С одной стороны ребёнок стремиться сохранить близкие доверительные отношения с родителями, с другой стремится сепарироваться от них, и обрести максимальную самостоятельность. Подобное противоречие является причиной сильного внутриличностного конфликта.
Родители подростка в свою очередь также сталкиваются с серьёзными испытаниями. Сейчас им нужно практически заново учится выстраивать взаимоотношения со своим ребёнком – поддерживать его, отвечать на его «сложные» вопросы, доверять ему, а также постепенно передавать ответственность за собственную жизнь.
Как и в случае любого другого кризиса, нормативность протекания данного периода зависит от качества преодоления предыдущих семейных кризисов и личностных проблем супругов.
Говоря о признаках описываемого кризиса, можно выделить две группы основных симптомов.
О сложностях протекания переходного возраста у ребёнка могут говорить:
- Проблемное поведение подростка - агрессия, побеги из дома, конфликтность, появление вредных привычек, откровенное девиантное поведение;
- Резкое падение школьной успеваемости, снижение учебной мотивации и активности;
- Соматизация подростка - булимия, анорексия, бессонница, аллергические заболевания, дерматиты, гастриты, частые головные боли и т.д.;
- Самоповреждающее, антивитальное или суицидальное поведение;
- Подростковая депрессия, тревожные расстройства.
О конфликтах в родительской подсистеме свидетельствуют следующие признаки:
- Актуализация супружеских проблем или индивидуальных личностных сложностей супругов, которые не были разрешены на предыдущих этапах развития семьи;
- Общая неудовлетворенность членов семьи сложившейся ситуацией – частые конфликты, взаимные упрёки, рост неудовлетворённости семейной жизнью;
- Чувство одиночества у матери, связанное с отдалением ребенка от семьи;
- Значительное напряжение в детско-родительских отношениях – ссоры, конфликты, претензии по отношению друг к другу;
- Ригидность семьи, отрицание факта возрастающей самостоятельности подростка, гиперопека и гиперконтроль со стороны родителей по отношению к ребёнку.
На что стоит обратить внимание помимо общих рекомендаций?
Не стоит пускать данный кризис на самотёк, и ждать когда ваш ребёнок «просто повзрослеет». Необходимомо заранее перераспределить зоны ответственности в семье. Совместно с ребёнком вам нужно выработать соглашение по поводу того, за что он может отвечать, а за что — нет, каковы теперь обязанности родителей, каковы санкции за невыполнение договорённостей и т.д.
Необходимо поддерживать доверительные отношения с ребёнком. Ни в коем случае не нарушать его личностные границы, и не пытаться контролировать все сферы его жизни. Однако, подросток должен понимать, что вы рядом и в случае возникновение сложностей, проблем или неоднозначных ситуаций, он сможет обратиться к вам.
Безусловно, стоит поработать и с темой собственной тревожности и вспыльчивости. Да, ребёнок становиться более самостоятельным, он отдаляется от вас. Возможно ему достаточно часто будет сложно справляться с собственными эмоциями – он будет кричать, огрызаться и хлопать дверью. А еще, скорее всего вам придется отвечать на его иногда неожиданные вопросы о сексуальности, взаимоотношениях с другими, вредных привычках и многом другом. Поэтому, если у вас есть трудности с регуляцией собственных эмоций, сейчас самое время с ними разобраться.
И, конечно же, на этом этапе очень важно, чтобы супруги поддерживали и заботились друг о друге.
В последующих статьях я продолжу подробное описание других нормативных семейных кризисов
Всего доброго! Успехов вам в работе над собой!
_____________________________________
Если статья была полезна, вы можете поблагодарить автора нажав "сказать спасибо"
Записаться ко мне на индивидуальную консультацию можно здесь
Подпишитесь на мои статьи, чтобы не пропустить полезные материалы
Автор: Александр Мельчаев