Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Кризис 4. Вступление ребёнка в подростковый период.

Данная статья является продолжением цикла публикаций о нормативных семейных кризисах. С предыдущими статьями вы можете ознакомиться по ссылкам ниже

Нормативные кризисы в семье

Кризис 1. Принятия на себя супружеских обязательств

Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей

Кризис 3. Включение детей во внешнюю социальную среду

Так называемый подростковый период – этап психического развития ребёнка, обусловленный переходом от младшего школьного к подростковому возрасту, заслуженно считается одним из самых трудных возрастных кризисов.

Кризис переходного возраста неизбежно связан со значительными физиологическими, психологическими и личностными изменениями ребёнка. Меняется поведение подростка, его тело, а также взаимоотношения со сверстниками и родителями.

Очень часто протекание подросткового кризиса сопровождается негативными симптомами:

  • Регулярные перепады настроения подростка. Часто ребёнок становится раздражительным, вспыльчивым, или напротив отстранённым и подавленным;
  • Подросток может начать бунтовать против родителей и привычного окружения – отказываться от выполнения домашних обязанностей, избегать нахождения в кругу семьи, игнорировать общение с родителями, провоцировать конфликты, как со сверстниками, так и с взрослыми;
  • Снижается учебная мотивация. Интересы ребёнка смещается с учебной деятельности на сферу взаимодействия со сверстниками;
  • Ярко выраженный негативизм. Сфера ценностей и интересов ребёнка может претерпеть кардинальные изменения, прежние значимые вещи, отношения или увлечения могут отвергаться, или даже категорически обесцениваться;
  • У подроста может появиться стремление к импульсивным влечениям, рискованному поведению.

Кроме того, стоит отметить, что практически всегда подростковый кризис связан с деидеализацией родителей. С одной стороны ребёнок стремиться сохранить близкие доверительные отношения с родителями, с другой стремится сепарироваться от них, и обрести максимальную самостоятельность. Подобное противоречие является причиной сильного внутриличностного конфликта.

Родители подростка в свою очередь также сталкиваются с серьёзными испытаниями. Сейчас им нужно практически заново учится выстраивать взаимоотношения со своим ребёнком – поддерживать его, отвечать на его «сложные» вопросы, доверять ему, а также постепенно передавать ответственность за собственную жизнь.

Как и в случае любого другого кризиса, нормативность протекания данного периода зависит от качества преодоления предыдущих семейных кризисов и личностных проблем супругов.

Говоря о признаках описываемого кризиса, можно выделить две группы основных симптомов.

О сложностях протекания переходного возраста у ребёнка могут говорить:

  • Проблемное поведение подростка - агрессия, побеги из дома, конфликтность, появление вредных привычек, откровенное девиантное поведение;
  • Резкое падение школьной успеваемости, снижение учебной мотивации и активности;
  • Соматизация подростка - булимия, анорексия, бессонница, аллергические заболевания, дерматиты, гастриты, частые головные боли и т.д.;
  • Самоповреждающее, антивитальное или суицидальное поведение;
  • Подростковая депрессия, тревожные расстройства.

О конфликтах в родительской подсистеме свидетельствуют следующие признаки:

  • Актуализация супружеских проблем или индивидуальных личностных сложностей супругов, которые не были разрешены на предыдущих эта­пах развития семьи;
  • Общая неудовлетворенность членов семьи сложившейся ситу­ацией – частые конфликты, взаимные упрёки, рост неудовлетворённости семейной жизнью;
  • Чувство одиночества у матери, связанное с отдалением ребенка от семьи;
  • Значительное напряжение в детско-родительских отношениях – ссоры, конфликты, претензии по отношению друг к другу;
  • Ригидность семьи, отрицание факта возрастающей самостоятельности подростка, гиперопека и гиперконтроль со стороны родителей по отношению к ребёнку.
-2

На что стоит обратить внимание помимо общих рекомендаций?

Не стоит пускать данный кризис на самотёк, и ждать когда ваш ребёнок «просто повзрослеет». Необходимо­мо заранее перераспределить зоны ответственности в семье. Совместно с ребёнком вам нужно выработать со­глашение по поводу того, за что он может отвечать, а за что — нет, каковы теперь обязанности родителей, каковы санкции за невыполнение договорённостей и т.д.

Необходимо поддерживать доверительные отношения с ребёнком. Ни в коем случае не нарушать его личностные границы, и не пытаться контролировать все сферы его жизни. Однако, подросток должен понимать, что вы рядом и в случае возникновение сложностей, проблем или неоднозначных ситуаций, он сможет обратиться к вам.

Безусловно, стоит поработать и с темой собственной тревожности и вспыльчивости. Да, ребёнок становиться более самостоятельным, он отдаляется от вас. Возможно ему достаточно часто будет сложно справляться с собственными эмоциями – он будет кричать, огрызаться и хлопать дверью. А еще, скорее всего вам придется отвечать на его иногда неожиданные вопросы о сексуальности, взаимоотношениях с другими, вредных привычках и многом другом. Поэтому, если у вас есть трудности с регуляцией собственных эмоций, сейчас самое время с ними разобраться.

И, конечно же, на этом этапе очень важно, чтобы супруги поддерживали и заботились друг о друге.

В последующих статьях я продолжу подробное описание других нормативных семейных кризисов

Всего доброго! Успехов вам в работе над собой!

_____________________________________

Если статья была полезна, вы можете поблагодарить автора нажав "сказать спасибо"

Записаться ко мне на индивидуальную консультацию можно
здесь

Подпишитесь на мои статьи, чтобы не пропустить полезные материалы

Автор: Александр Мельчаев