В лекции Мишеля Фуко от 6 января 1982 года присутствует рассмотрение интересной категории «забота о себе», которую я склонен считать одной из базовых для постмодернистской психологии. Термин «Забота о себе» («epimelia heautou») извлечена автором из платоновской «Апологии Сократа» и трактуется как «занятие собой», «попечение о себе самом». Сократ призывал афинян к тому, чтобы они заботились не о «деньгах, славе и почестях», но о «разумности и душе своей», чтобы «была она как можно лучше» и полагал это своим главным делом. «Заботиться» («epimele») и «помышлять о себе», то есть своей душе, полагается им «наивысшим благодеянием», которое должно стоять на первом месте, и обо все прочем (о государственных делах, общественных должностях, партийных распрях и т.д.) стоит думать лишь во вторую очередь. Данный термин «забота» Фуко находит у стоиков и киников. Из них, позволю себе упомянуть Эпиктета, который полагал, что «о внешних вещах следует заботиться как о чужих». Здесь мы можем также обратиться к комментариям Симпликия на Эпиктета, который размышляя над его идеями, оригинально развил их, утверждая что «некоторые из нас заботятся о внешнем, чтобы другие не считали нас никчемными и глупыми», и вслед за Эпиктетом призывает «не забрасывать заботу о внутренних делах».
Фуко предлагает рассматривать «epimelia heautou» как разновидность гносеологической категории, как альтернативу философского «gnosti seauton» («познай себя»), но так же обращает внимание на синонимично-сближенный по его мнению глагол «therapeuein» (как попечение о душе) применяемый у Эпикура, утверждавший необходимость посредством философии «врачевать недуги». А это уже имеет непосредственное отношение к психологии в её базовых эллинистических основах.
Анализируя текст этой лекции, стоит обратить внимание на три формы истолкования «epimelia heautou», предлагаемые там, а именно: «забота о себе» как установка по отношению к себе, другим и миру; как «особенное направление внимания, взгляда»; как особую практику и упражнения. Здесь мы видим чисто психологические фундаментальные практики, а именно практику интроспекции, которую Фуко формулирует как взглядвнимание «при котором ты следишь за тем, о чем ты думаешь и что делается у тебя в душе», а так же «техники медитации», «техники обращения с прошлым», «техники досмотра сознания».
Фуко считает «заботу о себе» признаком всей эллинистической и римской культуры, далее, фактически, утратившей свое значение с приходом христианства, и на текущий исторический момент оппозиционное тенденциям западного общества. Он указывает на то, что человек, слышащий о «заботе о себе» испытывает «смущение», как и от ряда связанных формул, таких как: «заниматься самим собой», «довольствоваться собой», «находить счастье только в себе», «оставаться наедине с собой», «печься о себе», «чтить самого себя», «уважать самого себя». Фуко говорит, что есть традиция, в силу которой «такие как мы» «не склонны наделять эти формулы положительным смыслом». Здесь, безусловно, мы видим критику модернизма, в котором ценностью являлось общественное, превалирующее над индивидуальным. Автор прямо указывает на причины - они коренятся в «современной» форме обязанностей по отношению к коллективу, классу, отечеству и т.д.». Культура ХIХ-нач.ХХ века без всякого сомнения имела именно такой приоритет в коллективной морали. И только в конце ХХ века данная тенденция стала меняться благодаря приходу постмодерна. Это выразилось, в том числе, и в психологии, которая во множестве своих течений стала оперировать индивидуальными ценностями как приоритетными и даже позволять себе различные формы сепарирования личности от социума.
Вслед за Фуко каждому стоит произнести все вышеперечисленные формулы и обратиться к ощущениям и реакциям на них, возникающим в сознании. Этот опыт позволит сразу же определить аксиологические установки субъекта и его парадигмальную принадлежность.