Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Видеоигры: где заканчивается увлечение и начинается зависимость?

Всем добрый день! Сегодня хочется немного поговорить о видеоиграх и о том, в какой момент это становится не просто развлечением ради удовольствия, а превращается в серьёзную проблему.

Для начала, необходимо прояснить некоторые моменты. Предлагаю вам внимательно ознакомиться с тезисами ниже, поскольку они очень важны для дальнейшего разговора о видеоиграх.

1. Видеоигры — это НЕ ВСЕГДА зависимость.

В эту секунду часть читателей уже закрывает статью, а часть скептически листает мою анкету, чтобы найти повод уличить меня в недостаточной квалификации. Как это так, как это я вообще смею утверждать, что видеоигры – это не про зависимость и патологическую увлеченность? А вот так, дорогие, смею.

Я думаю, вы согласитесь, что в каждую эпоху у людей были абсолютно разнообразные способы развлечься, отдохнуть или именно поиграть. Лично у меня в первую очередь возникают мысли о нашем с вами не столь далёком культурном прошлом, где девочки традиционно играют в куклы, отыгрывают полоролевую модель материнства или семейную модель в целом, а мальчики играют в войнушку, в машинки и во всё остальное, чем так славится мужская гендерная социализация.

Так вот, в мире видеоигр огромное количество разнообразного контента, который в том числе позволяет как отыгрывать семейную модель, так и развивать навыки виртуального ближнего боя или езды на машине. Так что прежде, чем мы пойдём дальше, я со старта предлагаю вам отталкиваться от мысли, что Видеоигры – это не всепоглощающая черная дыра человеческих судеб, а что-то вроде культурной адаптации игровой деятельности и развлекательного компонента под технологическое развитие общества.

2. Видеоигры – это НЕ ПРО ДЕТЕЙ и НЕ ПРО МАЛЬЧИКОВ.

Когда-то очень давно, на заре видеогейминга, так исторически сложилось, что игровая индустрия делала акцент в первую очередь на мальчиков как на целевую аудиторию. У этого много предпосылок, включая гендерную сегрегацию по увлечениям из прошлого тезиса, однако ситуация в корне поменялась сейчас. Давайте так, это уже давно не только мальчики. Видеоигровая индустрия предлагает широкий спектр развлечений как для мальчиков, так и для девочек. Вы спокойно можете встретить парня, который создаёт свою династию в игре «The Sims 4», а рядом с ним девушку, которая рубит мечом Лешего в игре «The Witcher 3».

Также думаю, что всем давно очевидно, что видеоигры — это больше не про маленьких детей. Более того, сейчас игры делятся по возрастным категориям как по закрученности сюжета, так и по сложности игрового процесса. Согласно исследованию Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» от 2020 года про тенденции индустрии компьютерных игр именно в России, мы можем говорить о том, что средний возраст геймера – около 34 лет. (больше об исследовании тут - https://habr.com/ru/news/t/512930/)

-2

3. Видеоигры – это часть искусства и культуры.

Как бы ни хотелось консервативной части общества, которая принимает за чистое искусство исключительно картины и классическую музыку, а в редких исключениях кинематограф, мы с вами уже живём в той реальности, где видеоигры – часть нашего культурного поля. Даже если вы в них не играете, вы о них говорите, и вы понимаете в целом, что существует данный феномен. А тем временем феномен больше не феномен, и всё больше вокруг взрослых успешных и состоятельных людей, которые работают, платят налоги, создают свои семьи, и при этом за ланчем с коллегами обсуждают, какой новый ранг они выбили или какой новый коллекционный редкий предмет купили.

И да, тратить деньги на видеоигры – это тоже стало нормой. Ведь мы готовы ради вязания купить качественные спицы и пряжу, ради рисования опустошить полки канцелярского магазина, а ради большого тенниса купить связку одинаковых мячей, половина из которых потеряется к концу месяца при разных обстоятельствах. Так вот и с видеоиграми также. Люди готовы платить за процессуальное удовольствие, эстетическое разнообразие и много разных сопутствующих штук.

А за подробностями про то, почему игры - это искусство, кстати, отсылаю сюда: https://stopgame.ru/blogs/topic/66405/igry_eto_iskusstvo

-3

И вот теперь, когда мы приняли эти три тезиса за основу, мы можем двигаться дальше к основной теме данного очерка. Частично в тезисах я уже раскрыла важные мысли, которые связаны с нашим восприятием компьютерных игр. В медиа и бытовом пространстве регулярно создаётся скорее негативный образ. Регулярно появляются гениальные рассылки в WhatsApp по типу «ВНИМАНИЕ, РОДИТЕЛИ! ДЕТИ ИГРАЮТ В НОВУЮ ИГРУ ГЕНШИН ИМПАКТ! ЕСЛИ ВЫ ВИДИТЕ У СВОЕГО РЕБЁНКА НА КОМПЬЮТЕРЕ ИЛИ В ТЕЛЕФОНЕ ЭТУ ИГРУ – НЕМЕДЛЕННО УДАЛЯЙТЕ!!! ОНА ПРИВОДИТ К НЕКОНТРОЛИРУЕМОЙ АГРЕССИИ, МЕНЯЕТ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ ОРИЕНТАЦИЮ, А ЕЩЁ ВЫЗЫВАЕТ РАК!!!!». И некоторые родители, совершенно не знакомые с индустрией видеоигр, начинают судорожно гуглить и искать, как выглядит иконка данной игры и как её удалить, караулят детей и в тайне стирают файлы игры с компьютера, надеясь, что это спасёт их ребёнка от негативного влияния этого вашего компуктера.

Однако я предлагаю смотреть не извне, а вовнутрь. Вместо того, чтобы сразу устраивать казнь всем увлечениям ребёнка ради его безопасности из-за увиденной рассылки, родитель может углубиться в суть самой игры. Почитать о том, что это вообще такое, что там делается и, самое главное: ПОНАБЛЮДАТЬ ЗА ТЕМ, КАК ИГРАЕТ РЕБЁНОК. Внимательный читатель меня сейчас осудит и сам вернёт к моим же тезисам: Но ведь видеоигры не только про детей. И будет прав. А потому эту же рекомендацию я могу дать и партнёрам, парням или девушкам, которые видят, что видеоигры являются значимым хобби для их возлюбленных; а также эта рекомендация может быть важна и для психологов, которые работают с клиентами, для которых игры – это что-то очень важное. И сейчас я поясню, о чём именно я говорю.

Для меня видеоигры – это шикарнейший метод диагностики. Основа этой диагностики – наблюдение. Понаблюдайте за тем, как игрок действует в рамках игрового процесса. Какие пути он/она выбирает? Что наиболее важно в этих играх, чему в них уделяется наибольшее внимание? Это игра стратегического характера, где каждый шаг надо продумывать наперёд? Или же это игра-песочница, где нужно строить и создавать что-то своё буквально как в детской песочнице? А может вы увидели, как человек играет в агрессивное рубилово всеми подручными средствами и «выпускает пар» таким методом. А возможно речь идёт об ужастиках и желании контролировать каждый миллиметр пространства?

Видите, насколько богата данная отрасль для диагностики? Более того, для самодиагностики! Если вы сейчас читаете это, и для вас игры – это часть жизни, и вы не понимаете, что с этим делать – позадавайте себе вопросы: Что мне больше всего нравится в игре? Какие чувства и эмоции я от неё получаю? Чему игры меня учат и какие навыки я в них практикую? Как я себя чувствую до и после? Какие игры мне нравится и как игровой процесс влияет на мою реальную жизнь?

Искренне советую поизучать эту таблицу, она даёт конкретное представление о том, какие типы игр в принципе существуют и на что они направлены:

-4

А вот теперь подробнее о последнем вопросе: как игровой процесс влияет на мою реальную жизнь? Как понять, что игры – больше не «просто игры»? Вот вам чек-лист признаков того, что видеоигры стали чем-то, что потенциально может принести вред:

  1. Делу час – потехе время. Игрок игнорирует абсолютно задачи из реального мира в угоду желанию играть. Человек не спит до состояния нестояния, не ест до изнеможения и игнорирует задачи от коллег или близких в угоду играм.
  2. Игрок не может остановиться. Скупаются игра за игрой, а человек превращается в дофаминового наркомана, который в погоне за новыми и необычными ощущениями от игрового процесса игнорирует как собственные возможности (физические и финансовые), так и возможности самой индустрии или собственной техники.
  3. Раньше вещи пропадали ради дозы, теперь пропадают ради лутбоксов. Стоит бить тревогу, когда игрок начинает донатить (переводить деньги) в игру, и эти деньги превышают его комфортное соотношение доходов/расходов, а иногда и вовсе приводят к кредитам, задолженностям, микрозаймам и и т.д.
  4. Эмоциональная нестабильность. Все предыдущие пункты и сам факт зависимости от игр приводит к сильному эмоциональному напряжению, поскольку психика не железная, и такого накала в моменте она просто не выдерживает.
  5. Ничто человеческое нам не нужно. Начинают пропадать прежние увлечения и совсем не появляются новые кроме игровых. Игнорируются социальные связи (исключение – онлайн-игры, где социальные связи именно создаются). Ради игр человек отказывается от всего того, что ему дорого и полностью погружается в мир нереального. Буквально похоже на состояние изменённого сознания, однако не имеет химической первоосновы, но имеет основу психологическую.

Как вы видите, все признаки чем-то отдалённо, а иногда и вполне конкретно, напоминают признаки алкогольной или наркотической зависимости. Наличие хотя бы одного из перечисленных пунктов – безусловный повод обратиться за помощью к близким и/или психологу. Как и в случае с иными формами психологических зависимостей: здесь лучше перебдеть, чем недобдеть.

Говорить об игровой индустрии можно бесконечно долго. Есть аспекты, которые могут быть невероятно полезны для расширения психологической науки, однако есть вопрос, который из года в год, из века в век остаётся прежним: Почему?

Почему люди играют в игры писал ещё Эрик Берн, а компьютерные игры – одна из культурных форм этого игрового процесса. А почему люди приходят именно к игровой зависимости? У меня есть некоторые гипотезы на этот счёт, однако мне было бы интересно узнать в комментариях ваше мнение.

Ну и напоследок: не бойтесь играть, главное – не заиграться.

-5