Это нешуточный вопрос для многих родителей. В контексте семейной терапии он всплывает постоянно. Ведь, очень важно быть рядом с детьми, слышать их, разговаривать с ними, поддерживать их. В связи с вышесказанным предлагаю пошагово разработать план по осуществлению этой, порой, непростой задачи - научиться уделять время детям.
1. Сначала нужно быть готовым к этому, и в контексте этой подготовки очень важно отслеживать собственные эмоциональные состояния и понимать степень вашей готовности к взаимодействию с ребёнком. Потому что, если вы эмоционально не включены в контакт с детьми, то и полноценного контакта не будет, вместо него будет подобие, вы просто отработаете повинность и ребенок это почувствует. Опять же, на эмоциональном уровне.
2. Не заменяйте время, проведенное с ребенком, на покупку дорогой игрушки. При регулярности такого поведения дети перестают видеть авторитет в родителях и начинают их воспринимать как источников получения материальных благ. Эмоциональная близость при этом, естественно, пропадает.
3. Старайтесь избегать необдуманных и импульсивных обещаний. Помните пословицу: "Лучше сделать хорошее дело, не пообещав, чем, пообещав, ничего не сделать". Никаких "поиграем вечером, обещаю", потому что вы можете и не выполнить своего обещания, (см. пункт 1) а ребенок расстроится.
4. Обсуждение выбора ребёнка. В какую секцию или кружок ходить малышу - решать ему. ОК? Вы же, родители, только предлагаете и анализируете вместе с ним причины отказа или согласия, подбадриваете, поддерживаете, хвалите, обсуждаете нюансы.
5. Самое главное: определите для себя тот самый волшебный час, в который вы интересуетесь жизнью детей, делитесь с ними вашими планами, чувствами, мыслями. Дети любят когда их слушают и слышат и при этом не перебивают и не осуждают. Если же выбор ребенка или его поступки вам не понравились, то проясните у него их причины, попробуйте на стороннем примере (сказка, кино, мультфильм) обсудить нюансы той ситуации, которая вызвала ваше непонимание.
"Волшебный час" - это условность. Потому что важно качество общения, а не количество времени потраченное на то, чтобы просто его отбыть с ребёнком рядом. В иной ситуации даже полчаса интенсивного взаимодействия станут гораздо ценнее часа имитации диалога и заинтересованности.
Помните, время, когда наше присутствие важно для детей рано или поздно заканчивается и своим неучастием вы можете ускорить его завершение.
Берегите себя!
Сабиров Салават.