Для этого урока я действительно готовлю сахар, крахмал и опилки. Конечно, речь идет о подростках 15 лет, но порой бывает просто удивительно, какая пустота бывает у них в том месте памяти, где должны храниться элементарные представления об окружающем мире.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Разумеется, они знают, что сахар растворяется, а опилки — нет, но это там, в другой жизни. А в школьном кабинете — далеко не все. Чтобы моя мысль была понятна, расскажу такую историю.
Заменяла а как-то урок русского языка. Ученик написал на доске предложение и не может расставить запятые. Стали разбирать это предложение, нашли две основы и деепричастный оборот. Ученик видит, как я легко управляюсь с терминами и даже знаю, какой чертой какой член предложения подчеркивается, и вдруг спрашивает:
- А откуда вы русский язык знаете?
Вот так вот. Русский язык на уроке и русский язык в жизни - это два разных русских языка)
Поэтому в самом начале мы закладываем простейший опыт. В три стаканчика насыпаем сахар, крахмал и опилки соответственно, и заливаем холодной водой. Интенсивно размешиваем и отставляем до нужного момента.
Пусть отпечатается в мозгу не текстом из книжки, а визуальным образом.
Кстати, о тексте. На этом уроке я использую текст параграфа учебника Мамонтова С.Г., Захарова В.Б. и Сонина Н.И. На мой взгляд, это лучший учебник биологии для 9 класса. Никакой зауми, никаких зубодробительно длинных конструкций, как у Пономаревой И.Н. Речь идет о параграфе под названием «Неорганические вещества, входящие в состав клетки».
В нашей школе этот учебник списали лет 15 тому назад, но я все списанные учебники захомячила к себе в кабинет, в специальный шкаф, на котором жирно написала: «Архив». На заменах очень помогает, когда дети без учебников приходят.
Да, совсем забыла. Собиралась ведь дать календарное планирование темы «Основы цитологии». Вот оно:
- Введение. Предмет общей биологии
- Молекулярный уровень организации жизни
- Органические вещества клетки. Углеводы и липиды
- Органические вещества клетки. Белки
- Органические вещества клетки. ДНК. Практическая работа
- Органические вещества клетки. РНК
- Вирусы — простейшие организмы из НК и белков
- Строение клетки
- Клеточная теория
- Обмене веществ и превращение энергии в клетке. АТФ
- Фотосинтез
- Биосинтез белков
- Подведение итогов по теме «Основы цитологии»
Тематическое планирование всего курса 9 класса вы при желании можете найти здесь.
Сам урок по теме «Молекулярный уровень жизни» я иногда начинаю с демонстрации схемы строения атома какого-нибудь элемента. Например, кислорода. Задаю вопрос: «Что это такое?» Порой любопытные выходят обсуждения, поскольку за лето химия бывает забыта напрочь. Зато подводка к молекулярному уровню, на мой взгляд, неплохая. Еще и по ФГОС — ученики могут сами определить тему урока, хе-хе.
На втором этапе урока рассматриваем на опорном конспекте список биоэлементов. В слабом классе достаточно вспомнить, как они вообще называются, как читаются их химические обозначения. В сильном классе можно найти их в таблице Менделеева и отметить, что все они расположены в первых трех периодах и поэтому достаточно легкие, что немаловажно для живых существ, особенно для подвижных.
Далее — работа в группах. На обсуждение выносится вопрос: почему именно углерод возглавляет список биоэлементов? После заслушивания мнений, выраженных спикерами групп, рисую углеродные цепочки, поясняю, что этот элемент способен образовывать цепи весьма существенной длины (особенно хорош пример с ДНК), ветвистые цепи (гликоген) и даже кольца ( глюкоза). Иными словами, это свойство лежит в основе разнообразия химии жизни.
Смотрим списки макро- и микроэлементов, ученики называют известные им функции (железа, кальция, йода), учитель дополняет неизвестные (цинка, кобальта и других).
Затем рассматриваем разделение веществ на органические и неорганические, обсуждаем разницу между ними. Органические на этом уроке только называем, основной упор делаем на неорганические, в частности — на воду.
Работа в группах: читаем первые три абзаца на соответствующей странице учебника Мамонтова (номер страницы не привожу, так как издания меняются). Ищем четыре важнейших свойства воды как компонента клетки, фиксируем на опорном конспекте.
Далее — знакомство с водородной связью. Момент спорный, в слабом классе, наверное, можно пропустить. Но ведь и в слабом классе найдутся сильные ученики, зачем их лишать удовольствия понять, за счет чего держатся вместе цепи ДНК?
Молодые учителя, наверное, не поверят, но когда-то давным-давно водородную связь изучали в курсе химии, а в курсе биологии (десятого, конечно, класса) о ней тоже подробно рассказывалось. Предмет общей биологии перенесли в 9 класс, водородную связь выбросили из учебника (что-то же надо было сокращать), но в молекулах-то она осталась! И теперь ее упоминают при рассказе о белках или нуклеиновых кислотах — а куда деться-то? Но упоминают без объяснения!
Поэтому я нахожу десять минут, чтобы объяснить с самого начала, что это такое. На опорном конспекте специально оставлено место для схемы, где будет изображено две дипольных молекулы воды. И потом, когда мы доходим до белков, обязательно вспоминаем.
Кстати, помните одно время был популярен фильм «Великая тайна воды»?
В моем кабинете в те годы располагался класс, руководителем которого была учитель английского, большая поклонница эзотерики. Как-то на классном часу она демонстрировала этот фильм с целью заинтересовать публику чудесами природы. А публика обучалась в десятом классе.
Так вот, фильм, если мне память не изменяет, начинался примерно такими словами: «Никто не знает, почему твердая вода легче жидкой, почему вода имеет такую высокую теплоемкость» и тому подобное. После классного часа один мальчик подошел ко мне сказал: «Почему никто не знает? В учебнике на пятой странице написано».
Да, строение молекулы и водородная связь. Все гениальное просто.
Ну, и на последнем этапе изучения материала применяем знания в жизни. Вводим понятия «гидрофильности» и «гидрофобности» и обсуждаем, как живое существо использует гидрофильные (образуют водородные связи) и гидрофобные (не образуют таковых) вещества для своих нужд. Что можно применить для построения клеток, для формирования запасов, а что можно быстро переместить по организму и извлечь энергию в нужном месте.
Если остается время, можно вспомнить сказку «Построил зайка избушку ледяную, а лисичка — ледяную. А представим, что вторая избушка была не ледяная, и сахарная. Пошел дождь — и...»
Вот тут-то нам и пригодятся наши стаканчики с сахаром, крахмалом и опилками. Сразу видно, где строительный материал, а где топливо.
В конце урока работаем с картой темы (фотография здесь), ищем вопросы, на которые уже знаем ответы, кратко формулируем их.
Делитесь в комментариях своими соображениями относительно уместности демонстрации растворимости и знакомства с водородной связью в девятом классе.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.