Найти в Дзене

Урок биологии в 9 классе. Молекулярный уровень организации жизни. Готовлю сахар, крахмал и опилки

Для этого урока я действительно готовлю сахар, крахмал и опилки. Конечно, речь идет о подростках 15 лет, но порой бывает просто удивительно, какая пустота бывает у них в том месте памяти, где должны храниться элементарные представления об окружающем мире.

Желтая кнопка слева от слов "Тема урока" неслучайна. Ибо сама тема появляется только по клику по желтой кнопке
Желтая кнопка слева от слов "Тема урока" неслучайна. Ибо сама тема появляется только по клику по желтой кнопке
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Разумеется, они знают, что сахар растворяется, а опилки — нет, но это там, в другой жизни. А в школьном кабинете — далеко не все. Чтобы моя мысль была понятна, расскажу такую историю.

Заменяла а как-то урок русского языка. Ученик написал на доске предложение и не может расставить запятые. Стали разбирать это предложение, нашли две основы и деепричастный оборот. Ученик видит, как я легко управляюсь с терминами и даже знаю, какой чертой какой член предложения подчеркивается, и вдруг спрашивает:

- А откуда вы русский язык знаете?

Вот так вот. Русский язык на уроке и русский язык в жизни - это два разных русских языка)

Поэтому в самом начале мы закладываем простейший опыт. В три стаканчика насыпаем сахар, крахмал и опилки соответственно, и заливаем холодной водой. Интенсивно размешиваем и отставляем до нужного момента.

Пусть отпечатается в мозгу не текстом из книжки, а визуальным образом.

Кстати, о тексте. На этом уроке я использую текст параграфа учебника Мамонтова С.Г., Захарова В.Б. и Сонина Н.И. На мой взгляд, это лучший учебник биологии для 9 класса. Никакой зауми, никаких зубодробительно длинных конструкций, как у Пономаревой И.Н. Речь идет о параграфе под названием «Неорганические вещества, входящие в состав клетки».

В нашей школе этот учебник списали лет 15 тому назад, но я все списанные учебники захомячила к себе в кабинет, в специальный шкаф, на котором жирно написала: «Архив». На заменах очень помогает, когда дети без учебников приходят.

Да, совсем забыла. Собиралась ведь дать календарное планирование темы «Основы цитологии». Вот оно:

  1. Введение. Предмет общей биологии
  2. Молекулярный уровень организации жизни
  3. Органические вещества клетки. Углеводы и липиды
  4. Органические вещества клетки. Белки
  5. Органические вещества клетки. ДНК. Практическая работа
  6. Органические вещества клетки. РНК
  7. Вирусы — простейшие организмы из НК и белков
  8. Строение клетки
  9. Клеточная теория
  10. Обмене веществ и превращение энергии в клетке. АТФ
  11. Фотосинтез
  12. Биосинтез белков
  13. Подведение итогов по теме «Основы цитологии»

Тематическое планирование всего курса 9 класса вы при желании можете найти здесь.

Сам урок по теме «Молекулярный уровень жизни» я иногда начинаю с демонстрации схемы строения атома какого-нибудь элемента. Например, кислорода. Задаю вопрос: «Что это такое?» Порой любопытные выходят обсуждения, поскольку за лето химия бывает забыта напрочь. Зато подводка к молекулярному уровню, на мой взгляд, неплохая. Еще и по ФГОС — ученики могут сами определить тему урока, хе-хе.

На втором этапе урока рассматриваем на опорном конспекте список биоэлементов. В слабом классе достаточно вспомнить, как они вообще называются, как читаются их химические обозначения. В сильном классе можно найти их в таблице Менделеева и отметить, что все они расположены в первых трех периодах и поэтому достаточно легкие, что немаловажно для живых существ, особенно для подвижных.

Опорный конспект в том виде, в котором его получают ученики (сами скачивают и распечатывают)
Опорный конспект в том виде, в котором его получают ученики (сами скачивают и распечатывают)

Далее — работа в группах. На обсуждение выносится вопрос: почему именно углерод возглавляет список биоэлементов? После заслушивания мнений, выраженных спикерами групп, рисую углеродные цепочки, поясняю, что этот элемент способен образовывать цепи весьма существенной длины (особенно хорош пример с ДНК), ветвистые цепи (гликоген) и даже кольца ( глюкоза). Иными словами, это свойство лежит в основе разнообразия химии жизни.

Смотрим списки макро- и микроэлементов, ученики называют известные им функции (железа, кальция, йода), учитель дополняет неизвестные (цинка, кобальта и других).

Затем рассматриваем разделение веществ на органические и неорганические, обсуждаем разницу между ними. Органические на этом уроке только называем, основной упор делаем на неорганические, в частности — на воду.

Работа в группах: читаем первые три абзаца на соответствующей странице учебника Мамонтова (номер страницы не привожу, так как издания меняются). Ищем четыре важнейших свойства воды как компонента клетки, фиксируем на опорном конспекте.

Далее — знакомство с водородной связью. Момент спорный, в слабом классе, наверное, можно пропустить. Но ведь и в слабом классе найдутся сильные ученики, зачем их лишать удовольствия понять, за счет чего держатся вместе цепи ДНК?

Молодые учителя, наверное, не поверят, но когда-то давным-давно водородную связь изучали в курсе химии, а в курсе биологии (десятого, конечно, класса) о ней тоже подробно рассказывалось. Предмет общей биологии перенесли в 9 класс, водородную связь выбросили из учебника (что-то же надо было сокращать), но в молекулах-то она осталась! И теперь ее упоминают при рассказе о белках или нуклеиновых кислотах — а куда деться-то? Но упоминают без объяснения!

Поэтому я нахожу десять минут, чтобы объяснить с самого начала, что это такое. На опорном конспекте специально оставлено место для схемы, где будет изображено две дипольных молекулы воды. И потом, когда мы доходим до белков, обязательно вспоминаем.

Кстати, помните одно время был популярен фильм «Великая тайна воды»?

В моем кабинете в те годы располагался класс, руководителем которого была учитель английского, большая поклонница эзотерики. Как-то на классном часу она демонстрировала этот фильм с целью заинтересовать публику чудесами природы. А публика обучалась в десятом классе.

Так вот, фильм, если мне память не изменяет, начинался примерно такими словами: «Никто не знает, почему твердая вода легче жидкой, почему вода имеет такую высокую теплоемкость» и тому подобное. После классного часа один мальчик подошел ко мне сказал: «Почему никто не знает? В учебнике на пятой странице написано».

Да, строение молекулы и водородная связь. Все гениальное просто.

Ну, и на последнем этапе изучения материала применяем знания в жизни. Вводим понятия «гидрофильности» и «гидрофобности» и обсуждаем, как живое существо использует гидрофильные (образуют водородные связи) и гидрофобные (не образуют таковых) вещества для своих нужд. Что можно применить для построения клеток, для формирования запасов, а что можно быстро переместить по организму и извлечь энергию в нужном месте.

Готовый опорный конспект. Красные кружочки означают, что нужно знать определение. Зеленые - что здесь приведены примеры. Более крупные зеленые кружочки - это кнопки (перед вами скриншот с флипчарта), по клику по которым открываются записи синим цветом
Готовый опорный конспект. Красные кружочки означают, что нужно знать определение. Зеленые - что здесь приведены примеры. Более крупные зеленые кружочки - это кнопки (перед вами скриншот с флипчарта), по клику по которым открываются записи синим цветом

Если остается время, можно вспомнить сказку «Построил зайка избушку ледяную, а лисичка — ледяную. А представим, что вторая избушка была не ледяная, и сахарная. Пошел дождь — и...»

Вот тут-то нам и пригодятся наши стаканчики с сахаром, крахмалом и опилками. Сразу видно, где строительный материал, а где топливо.

В конце урока работаем с картой темы (фотография здесь), ищем вопросы, на которые уже знаем ответы, кратко формулируем их.

Делитесь в комментариях своими соображениями относительно уместности демонстрации растворимости и знакомства с водородной связью в девятом классе.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.