Нет, не в том плане, что не победили - этот факт, разумеется, сомнения не вызывает. Речь идёт о весьма распространённом в наше время стереотипе, что Гражданская война представляла собой противостояние царских генералов со стороны Белой гвардии и вчерашних царских же поручиков и прапорщиков, перешедших на службу Советской власти. Причём стереотип этот существует отнюдь не на бытовом уровне.
В 2009 году на экраны вышел телесериал "Исаев" по произведениям Юлиана Семёнова о молодом Штирлице. В одной из сцен Даниил Страхов, исполняющий роль юного Исаева, попадает в штаб белого генерала Молчанова. Эта роль досталась семидесятилетнему Александру Пороховщикову, который по ходу действия произносит такую фразу: "А Вы думали, что мы, старые царские генералы..." Лучшей иллюстрации и придумать сложно.
Последнему командующему войсками Белой гвардии на Дальнем Востоке Викторину Михайловичу Молчанову на тот момент исполнилось 36 лет. То есть он был в два раза моложе, чем игравший его Пороховщиков. При царе Молчанов дослужился лишь до чина капитана, а в генералы его произвёл уже адмирал Колчак. При этом Викторин Михайлович относился к числу весьма известных и популярных белых военачальников, поскольку прошёл путь от командира спонтанного крестьянского отряда самообороны, боровшегося с отрядами продразвёрстки, до фактически командующего войсками Приамурского Временного правительства.
И таких примеров масса. Довольно известные белые генералы Дроздовский, Кутепов, Слащёв-Крымский, Мамантов в царской армии дослужились лишь до полковников, равно как и оба красных главкома Вацетис и Каменев. Генерал Каппель при царе был таким же подполковником, как и один из первых советских маршалов Егоров. Оренбургский атаман Дутов носил казачий чин войскового старшины, соответствующий армейскому подполковнику. Атаманы Семёнов, Шкуро и Анненков, а также легендарный барон Унгерн до революции ходили в есаулах молоденьких, что соответствовало чину капитана. Ну а атаман Булак-Балахович и генерал Бермондт-Авалов судя по документам и вовсе носили низший кавалерийский офицерский чин - корнет.
В тоже время и в рядах Красной армии служили далеко не одни поручики, вроде будущего маршала Тухачевского. По некоторым оценкам на сторону Советской власти перешло около 400 бывших царских генералов. Причём далеко не все они лишь преподавали или занимались военно-хозяйственной деятельностью, как легендарный Брусилов. Восточным фронтом красных в 1919 году командовал царский генерал-майор Самойло, а позднее генерал-майор Ольдерогге. Северным фронтом - царские генерал-лейтенант Парский и генерал-майор Надёжный. Южным - царские генерал-майоры Сытин и Егорьев. Ну а среди начальников Всероглавштаба и полевого штаба РВСР и вовсе только один раз затесался полковник - Фёдор Васильевич Костяев (генерал-майором он стал уже при Временном правительстве). Все остальные сплошь как один царские генералы.
Откуда же тогда возник подобный стереотип? Виной тому вероятно отмена чинов в Красной армии. Поэтому большинство красных военачальников у нас с генералами никак не ассоциируются. К тому же в советской литературе и кинематографе упор делался на красных командиров "из народа" - Чапаев, Котовский, Щорс. При этом не уточнялось, что в основном эти люди командовали дивизиями, но отнюдь не фронтами и даже не армиями. То есть планировали военные операции вовсе не они.
С другой стороны, как в случае с Молчановым, информация о том, что белогвардеец носил генеральский чин, воспринимается в том ключе, что чин этот он носил ещё с царских времён. Воспитанные на примере Красной армии, где чинов не имелось, мы даже не догадывались, что тот же Кутепов, встретивший Первую Мировую штабс-капитаном и получивший от царя в 1916 году чин полковника, уже в Гражданскую войну в 1918 году был произведён в генерал-майоры, в 1919 - в генерал-лейтенанты, а в 1920 - в генералы от инфантерии.
И Белая, и Красная армии формировались в одно и то же смутное время. А смутное время всегда выталкивает наверх наиболее резвых и активных. Старость к резвости не располагает. По этой причине даже основной генеральский костяк Белой гвардии состоял вовсе не из высших царских военачальников. Кроме генерала Алексеева остальные белые царские генералы либо выдвинулись в ходе Первой Мировой войны (Юденич, Колчак, Корнилов, Каледин), либо уже при Временном правительстве (Деникин, Краснов). Наиболее яркий пример тому - барон Врангель, в начале Первой Мировой в чине ротмистра командовавший эскадроном, перед февральской революцией в чине генерал-майора кавалерийской бригадой, а накануне октябрьской революции в чине генерал-лейтенанта кавалерийским корпусом.
Бывшие командующие царскими фронтами и армиями в своей массе переходили на сторону белых, когда их основные армии были уже сформированы и укомплектованы вчерашними полковниками и есаулам. Поэтому получали они примерно те же должности, что и в Красной армии - военно-хозяйственные, административные, ну или представителей Белой гвардии в иностранных государствах.
Нет, был период Гражданской войны, когда царским генералам действительно противостояли красные поручики. В конце 1917 года - начале 1918 года едва достигавшая двух тысяч Добровольческая армия Корнилова гоняла Красную армию, превосходившую её по численности на порядок. Но руководство Советской республики и нарком Троцкий сделали правильные выводы из той ситуации, приступив к формированию регулярных вооружённых сил с привлечением царских военспецов.
Да, если взять среднюю температуру по больнице, скорее всего средний белогвардейский командир окажется в более высоких чинах, чем его коллега-красноармеец. Но Гражданскую войну точно нельзя назвать противостоянием царских генералов и красных поручиков. Если бы это было так - исход её вполне мог оказаться совсем другим.
Читайте в этом цикле: