В последние несколько месяцев мы наблюдаем рост активности Турции на международной арене. При этом заметно, что Реджеп Тайип Эрдоган успевает везде, выступая посредником в деле «наведения мостов» между Россией и Украиной и устанавливая новые отношениях между своей страной и ее ближайшими и далекими соседями. Новаторство заключается в налаживании отношений с теми государствами, с которыми они раньше складывались достаточно напряженно.
Примером может послужить открытие границы с Арменией, несмотря на то, что по Нагорному Карабаху Турция поддерживает позицию Азербайджана. Или совсем свежий пример — восстановление дипломатических отношений с Израилем.
Дело, к сожалению, не ограничивается одной только дипломатией. 16 августа Турция предприняла запланированную и согласованную с Ираном и Россией военную операцию в Сирии, направленную на создание тридцатикилометровой зоны безопасности в Идлибе. При этом министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу практически прямо заявил, что для Анкары не является приоритетом свержение режима Башара Асада. Скорее всего, это стало возможным в результате договоренностей Эрдогана с Путиным, достигнутым на переговорах в Сочи.
Несмотря на приоритет для Турции сирийского направления, Эрдоган продолжает действовать на других, в частности, на российско-украинском, позицианируя себя посредником и сильным региональным лидером. Насколько самостоятелен президент Турции на последнем направлении сказать сложно. Не надо забывать, что Турция — член НАТО, которая принимала все решения по Украине единогласно. Поэтому иногда закрадывается мысль, что Турция выполняет роль медиатора не между Россией и Украиной, а между Россией и НАТО, доводя до президента России согласованную позицию альянса. Но как бы то ни было, надо сказать, что Эрдогану это удается.
Доказательство этому — соглашение о транспортировке украинского зерна, которое, несмотря ни на что, успешно работает. «Зерновая сделка» находится в сфере интересов самой Турции, поскольку регион от Марокко до Стамбула продолжает зависеть от поставок российского и украинского продовольствия.
С другой стороны, Турция снискала себе репутацию «самого независимого государства НАТО»: Эрдоган проводит абсолютно самостоятельную внешнюю и военную политику. Турецкий лидер, несмотря на членство в альянсе, действует довольно агрессивно в отношении партнеров по НАТО в Средиземном море (речь идет о неразрешенных противоречиях между Турцией и Грецией).
Ситуация, сложившаяся на мировом рынке природного газа, обострила борьбу за газоносные месторождения на морском шельфе в восточном
Средиземноморье, в которой участвуют не только греческая часть Кипра, поддерживаемая Афинами, но также Турция и Израиль. Турция на данный момент является единственным государством в мире, признающим Республику
Северного Кипра, вокруг которой может быть конфликт с Грецией. Поэтому, во избежание более сложной расстановки сил в Средиземноморье, а также для предотвращения недоразумений, вызванных отсутствием дипломатических отношений, Анкара приняла предложение Тель-Авива об их полном восстановлении.
Кроме этого Турция имеет свои интересы в Центральной Азии, где снижается влияние России, и даже в Молдове, в которой проживает отчасти мусульманское гагаузское меньшинство. Исходя из географии интересов Турции, можно склониться к выводу, что она стремится максимально распространить свое влияние на территории былой Османской империи, заявляя о собственном независимом внешнеполитическом курсе, несмотря на членство в НАТО. Не стоит сбрасывать со счетов и внутриполитическую ситуацию в Турции. Следующим летом, а возможно, уже ближайшей осенью в стране пройдут президентские и парламентские выборы. Экономическое положение в Турции сейчас не является благоприятным для действующего президента и его партии.
Инфляция перевалила за отметку в 70%, в связи с чем рейтинг возглавляемой президентом Партии справедливости и развития упал до 27%, на один процентный пункт уступая оппозиционной партии. В таких условиях Эрдоган может воспользоваться своим конституционным правом назначить досрочные выборы в октябре этого года, используя улучшение экономических показателей за счет прошедшего туристического сезона, а также показав соотечественникам имеющие место успехи на внешнеполитическом поле. Эрдоган хочет сказать своим гражданам, что страна не только демонстрирует огромные политические амбиции, но и на самом деле красноречиво заявляет о себе как о глобальном игроке, без которого не могут обойтись ни Восток, ни Запад.
Автор: Александр Черный