Для равновесия после истории о нетактичности врачей напишу-ка я про пациентов.
Если зайти в сообщества типа «Злой медик», то может показаться, что пациенты в принципе все плохие. Тупят, умничают, гуглят, не могут погуглить, лезут, игнорируют и вообще. Когда я читала книгу Сергея Бутрия про детское здоровье, там были его советы молодым педиатрам. И он всерьез советовал не читать сообществ, где врачи ругают пациентов. Чтобы не потерять человечность. Меня поразило тогда, насколько он кратко и по делу это посоветовал! Действительно, врачам не нужно акцентироваться на плохих, нужно сохранять гуманизм.
Кстати, если усатый доктор больше вас не устраивает по идеологическим соображениям, наш ивановский Сергей Бутрий ничуть не хуже, у него вы найдете всю информацию про детское здоровье.
Заканчиваю отступление. Гуманизм – гуманизмом, а сложные в моральном отношении пациенты бывают. И чисто мое мнение: выращивает их наша система, в которой полис ОМС – бесплатная бумажка, «Скорая» в представлении пациентов это бесплатное такси, а фельдшер – прислуга.
История такая. Молодая женщина живет с психиатрическим диагнозом. Не с шизофренией – с сохранением адекватности, но диагноз есть. Лечится вполне официально по ОМС, пьет кучу лекарств. Зимой у нее обострение и ухудшение состояния.
На этом фоне после начала СВО она сутки занимается думскроллингом (от doom scrolling, мрачная прокрутка тревожных новостей, от которой и здоровый заболеет).
Все «вклады» типа: я ночь не спала, я новости сутки читала, я рыдала, я завывала, я билась, я колотилась – никому не нужны. Совсем. Человеку навредят гарантированно, пострадавшим – не помогут тоже гарантированно. Не нужно этим заниматься даже здоровым.
Накачавшись новостями и осознавая, что у нее обострение психического заболевания, она вышла на уличную акцию протеста. Где ее остановили, проверили документы, узнали о ее диагнозе (то ли справку увидели, то ли на слово поверили) и отпустили. Выводы в этом месте сделайте сами.
Идти на уличную акцию протеста с тяжелым диагнозом – как идти на дискотеку на сломанных ногах.
После акции у нее состояние ухудшилось настолько, что она вызвала «Скорую». Ее у нас можно вызывать по любому поводу. Она вызвала «Скорую», чтобы ей сделали укол. Да, у нас люди абсолютно не стесняются рассказывать в блоге, как они вызывали врачей, чтобы важно раздать им указания, что им делать.
Человек с серьезным диагнозом должен уметь сам себе делать укол, тем более если лечится дома и лекарства ему выписывают. Как можно позволить себе вызывать врачей для укола?
Но что-то пошло не так: врачи не согласились выполнять приказ пациентки, потому что у них есть приказы Минздрава. И ее госпитализировали. Да, ребята, у нас хоть и разрешено потребительское отношение к врачам, но врачи не стол заказов и не доставка еды.
Ее госпитализировали, забрав телефон, выдав больничную одежду, потому что так устроена психиатрия. На обычную операцию тебя везут без одежды, потому что так положено, а в психиатрии отбирают телефон, потому что тоже так положено.
Потом она довольно скоро оттуда вышла и начала публично писать о том, что врачи ее «расчеловечили».
Этих историй не было бы, если бы пациенты минимально платили за полис и за вызовы врачей, а за необоснованные вызовы – платили большие штрафы.
Я не говорю даже: если бы пациенты немного сами заботились о своем состоянии. Беременным не нужно прыгать с тарзанкой, с панкреатитом не нужно пить, а психически нестабильным не нужно ходить на акции протеста.
Но отвечать за себя люди не будут, хотеть этого – значит вообще не знать что такое люди. Это примерно как «А вот пусть предохраняются и аборты будут не нужны» или «А вот пусть сами вич не заражаются». Такое говорят всерьез только те, кто живет в вакууме, с людьми не работал и не знает людей. Людям нельзя на официальном уровне приказать думать головой и заботиться о себе.
А вот заставить их платить живым рублем за их борзость в отношении врачей – можно.
Тогда уважения к врачам будет больше, а борзых пациентов – меньше.
Почитать еще: