Августовское мелководье обнажило нерешённую реконструкцией проблему разрастающейся в сторону моста Александра Невского от церкви Бориса и Глеба косы в русле Волхова.
По замыслу разработчиков проекта реконструкции одноимённой набережной, сходы к воде должны были стать одним из её украшений. Однако архитекторы либо не учли существования мели в районе памятника благоверному князю, которая каждый год превращается то в остров, то в полуостров, либо делали всё с расчётом на предстоящую расчистку русла.
Факт заключается в том, что к середине августа причал практически полностью оказался на суше. С края ещё можно закинуть удочку в узкую полоску воды, но к сентябрю и на её месте может остаться ставшее поверхностью дно.
Новгородцы в соцсетях восхищаются виртуозностью команды пассажирского теплохода, который разворачивается в сужающейся реке. А водники пишут, что периодически вынуждены для этого выходить озеро.
Региональные власти строят новую набережную, реконструируют старую, планируют развивать водный транспорт, при этом не решив проблемы обмеления ключевого в этом смысле водоёма. Если устье Мсты, в котором осенью даже небольшое судно запросто может застрять, находится вне поля зрения туристических групп и большинства жителей областного центра, то Волхов у всех на виду.
Остров, на котором уже кусты успели вырасти, люди наблюдают много лет. И всё время губернаторства Андрея Никитина обсуждается расчистка русел рек. Кое-где она активно идёт – например, в Демянске и Крестцах, а где-то решение проблемы срывают — как, в частности, это было с рекой Ниша в районе Пролетария.
Разом решить все проблемы водоёмов, которые зарастали и заииливались годами, конечно, невозможно. Не те ресурсы у бедного региона. Неправильно и требовать в первую очередь наводить порядок в областном центре. В противном случае получается проекция федерального перекоса в сторону столицы, когда в Москве сосредоточены все финансовые рычаги и возможности, а регионы финансируются по остаточному принципу.
Вопрос тут, скорее, в выборе приоритетов. Город и область потратили на набережные без малого миллиарды. Не стоило ли сначала расчистить русло Волхова, чтобы потом новые причалы не выглядели брошенными кораблями на дне пересохшего Аральского моря?
Не будучи экспертами в сфере бережного и рационального использования водоёмов, утверждать, какова правильная последовательность при проведении дноуглубительных и реставрационных работ на связанных объектах, мы не возьмёмся. Однако предположение о том, что сначала вычерпать ил, а потом спускать на воду причал, напрашивается само собой. Впрочем, при желании и соответствующей управленческой воле причал можно временно и поднять на сушу, а затем заново смонтировать. Только не будет ли это выполнением двойной работы?
Надеемся, что планы по расчистке русла чиновники всё же вынашивают и их реализации последовательность выполнения работ по обустройству привлекательной для туристов и горожан среды у реки не помешает.