Первая часть Dying Light мне очень понравилась в своё время. Уникальный набор элементов не позволил пройти мимо неё. К 2013 году было уже много игр про зомби, в разном стиле, в разном жанре, с разным бюджетом, мало игр про паркур, особенно от первого лица, и ни одной с паркуром от первого лица в зомби апокалипсисе.
Небольшая ретроспектива.
Вышедшая в 2013 году игра заинтересовала меня в первую очередь крутым паркуром от первого лица в открытом мире, где ты волен бежать куда угодно и залезать куда захочешь. Разработчики приправили всё это элементами из другой своей серии Dead Island: прокачка, крафт по чертежам, куча зомби и линейный сюжет.
Всё это сочетание, в совокупности с интересным главным сюжетом, персонажами, и неплохими побочными заданиями и историями, подарило запал на, по-моему, семь прохождений в разное время. И ни разу эта игра мне не дала заскучать. Даже сейчас, спустя уже почти 10 лет, я не прочь перепройти эту замечательную историю.
К тому же, стоит вспомнить просто великолепное дополнение The Following, которое не только перевернуло геймплей с ног на голову, исключив практически полностью паркур, и сконцентрировав внимание на езде на машинах (элементе, которого не было в основной игре). Помимо этого, в DLC сделали не менее крутой сюжет, с очень серьёзным и крутым финалом.
Ожидания от второй части.
Конечно же, вопросов о продолжении быть и не могло: игра продалась просто невероятным тиражом. Более того, даже сейчас в неё стабильно играет тысячи игроков (хотя казалось бы, активностей после полного прохождения банально нет). И было бы глупо выпускать следующую часть, не избавившись от ошибок и недоработок первой. Первая часть была хороша, но всё таки не идеальна.
Несмотря на реально интересный геймплей, который подстёгивает проходить игру снова и снова, основная сюжетная линия и побочные задания работают в противоположную сторону: пройдя игру единожды, ты не получишь те же впечатления снова, ведь он линейный, а когда ты проходишь игру уже 7 раз, то ты знаешь мелкие нюансы уже наизусть.
К недочётам можно отнести достаточно мёртвый мир, простите за каламбур: бегая по миру ты можешь встретить выживших лишь по каким-то активностям (спаси от зомби, спаси от бандитов, случайный торговец или человек, который расскажет какую-то историю). Никаких тебе паркуристов, хотя вот рядом стоит их база, никаких выживших в захваченных тобой безопасных зонах и так далее.
Помимо этого в игре достаточно однобокое приключения ночью: вот сотни обычных зомби, которые теперь могут бегать и десятки опасных прыгунов - развлекайся.
Ну и отсутствие контента после прохождения игры тоже можно сюда записать. Я наверно даже остановлюсь по подробнее на этом: у игры большая фан база, достаточно большой онлайн для игры, которая вышла миллион лет назад, и разработчики старались что-то сделать после выхода(DLC: орды Бозака, Тюрьма, куча разных ивентов). Но так или иначе, уже во второй части разработчики должны учесть этот момент.
Ведь так да?...
Реальность.
Именно всё это я ожидал от игры, и думаю, другие фанаты тоже. Да даже сами разработчики понимали это, и на первой самой презентации со сцены вещал крутой сценарист Крис Авелон, рассказывая о том, что в игре будет множество сюжетных линий и заданий, которые будут напрямую влиять на всё развитие сюжета.
Рисовалась просто великолепная картинка: игра, в которой сильная базовая механика, она уже сама по себе интересная. Осталось лишь улучшить мелкие недочёты и добавить в игру огромную реиграбельность.
Но позже Криса обвинили в домогательствах (как выяснилось в последствии - это всё фейк, а девушка просто сильно его приревновала), его выкинули из проекта, швырнув вдогонку все наработки. Разные инсайдеры начали говорить, что руководство вообще не понимает что хочет получить в итоге, а разработка идёт мягко говоря не идеально. Последующие попытки разработчиков опровергнуть это, меня лично лишь укрепили в осознании, что продукт будет далёк от идеала, и ещё дальше от первой части по качеству.
Что имеем в по факту.
Карты на стол: игра получилась слабой. Для фаната первой - откровенно плохой. Да, в ней есть ряд моментов, которые получились лучше первой части, но другие элементы - это полный провал, а в целом игра недотягивает до уровня оригинала.
Паркур разнообразили некоторыми дополнительными элементами движений, добавили неплохой крюк кошку, параплан. Локации сделали более вертикальной: теперь в игре встречаются здания, в которых сотни этажей. Дополнительно расширили здания большим количеством открытых для изучения квартир. Визуально игра выглядит неплохо (в сравнении с Cyberpunk 2077 конечно она не такая красивая...), хотя RTX меня разочаровал.
Но эти небольшие плюсы буквально меркнут по сравнению с минусами. Лично для себя выделил их 3:
1) Слабая сюжетная проработка игры. Откровенно говоря, всё что касается лора, сюжета, побочных заданий - всё очень глупое, высосанное из пальца. Происходящее не укладывается в законы логики, не поддаётся какому-то рациональному восприятию. Ну например, в игре спустя 15 лет после старта эпидемии нет огнестрельного оружия, ведь все патроны были расстреляны, а оружие изъято. Но при этом почти в каждом убежище есть бензино-дизельный генератор на ходу(хотя у бензина например срок годности 2 года) и все от них питают УФ лампочки, которые также я уверен за 15 лет должны были полностью выйти из строя. Или вот, главный герой был разлучён с сестрой немного немало 10 лет, и аккурат на старт игры решил найти её в Веледоре.
И таких глупостей хоть отбавляй, нюансов связанных с наработками Авелона достаточно: события в старом Веледоре и в Новом вообще никак почти не связанны друг с другом, из-за чего ваши решения по сюжету в одной локации никак не влияют на отношения с фракцией во второй.
Хотя с другой стороны есть ложка мёда: некоторые, очень единичные задания могут действительно зацепиться за душу. Мне, например, запомнился момент, когда человек попросил меня дать электричество в дом для того, чтобы он услышал голос своей погибшей жены на автоответчике. Или бабушка, которая захотела жить отдельно от сына, потому что он привёл в дом девушку. Я, настояв на том, что она должна жить отдельно, позже по ходу прохождения случайно забрёл в её новое жилище и обнаружил, что она обратилась в зомби.
2) Почти рудиментарная вариативность. Этого полно и в сюжетке: как и в Киберпанке ваш выбор меняет происходящее на экране в момент выбора, оставляя результат почти таким же: если база должна быть уничтожена по сюжету, она будет уничтожена, с вами или без. Если персонажу суждено умереть, то так или иначе он покинет этот мир.
Однако куда более неприятный момент, который меня разочаровал: выбор между фракциями, когда отдаёшь ключевые точки на локациях. За выбор той или иной фракции дают ништяки: у миротворцев открываются штуки для уничтожения кусак, а у обычных доходяг - приколы для паркура. И это грустно, в первой части ты это всё получал по ходу прокачки. А здесь получается, что у игрока отсекается часть геймплея.
Более того, насколько я понял, эта вариативность идёт параллельно с выбором сторон в сюжетных заданиях. Иными словами, отдавать точки можно одним, а по сюжету придерживаться другой стороны.
3) Главная наверно моя претензия - попытка в открытый мир. И открытый мир в худшем его проявлении. Разработчики не наврали, говоря о полном прохождении игры за 500 часов. Ведь активностей стало стоооолько на карте, что просто голова кругом. Но к сожалению бОльшая часть этого - скучный и бестолковый гринд. 50% побочных заданий - это дебильные испытания, ещё 30% из оставшихся - это репитативные задания на 10 актов, которые подарят слегка интересную развязку(которая точно не стоит потраченное на всё прохождения ветки времени). И лишь малая часть из оставшихся - это что-то действительно интересное.
Из-за такого бездарного растягивания времени в игре стало огромное количество бестолкового гринда: прокачка усложнилась. Помимо получения уровня за паркур или драки, нужно прокачать выносливость или телосложение с помощью ингибиторов. Но их то сначала надо найти. И зачастую это не так просто. (В прохождении я так и не смог найти последний ингибитор...)
От системы чертежей на оружия отказались. Теперь каждое оружие - это модульная система: чем выше редкость оружия - тем больше модулей можно повесить. Хочешь электричество на дубину на наконечник повесь, а на середину огонь, хочешь сверху яд, а по середине электричество, снизу кинетику. Но вот беда каждый такой модуль прокачивается отдельно(ведь электричество на верх оружия отличается от электричества на середину). И при этом у меня не получилось прокачать на максимум хотя бы 2 модуля(для верха и для середины), а я завершил почти все активности.
Итог.
В игре есть приятные моменты. Например, мне очень понравилось при полной прокачке паркурить, с диким удовольствием лёжа на диване пред телевизором по крышам бегал, зомбарей гонял.
Однако этого очень мало, недостаточно. У игры был огромный потенциал, который разработчики спустили в унитаз из-за современной повестки и своеобразной культуры(в данном случае, культуры отмены).
Несмотря на то, что я прошёл игру дважды, честно говоря, жалею о потраченных средствах и времени. Проходя второй раз по коопу с другом, он банально не осилил и забил где-то на 2/3 сюжета.
С другой стороны, все эти явные недоработки, игроки приняли достаточно тепло игру, и по сей день продолжают крошить черепа кусакам, благо разработчики по традиции первой части, почивают фанатов новым контентом: здесь физику переделали, там режимы новые завезли, недавно и вовсе сделали ночи более страшными(это ещё один минус, о котором я не стал упоминать, на любом уровне сложности ночью было абсолютно не страшно, а самые опасные враги могли улететь за пару тройку ударов).
В целом не могу советовать игру к прохождению. Лучше перепройти первую часть.