Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины /58. Однотипные лодки - однотипные неисправности ("Нарвал", "Кит") и не только "("Вепрь")

Вспоминаем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками по открытым источникам (перечень - в конце статьи). Цель - вспомнить, уточнить, сделать выводы. И не делим героев-подводников "на своих и чужих", они все подводники русского флота, которые выполняли свой долг как могли, как понимали, как умели, как верили.

Наше очередное повествование можно назвать "аварийным дуплетом", так как в нем пойдет рассказ о двух авариях, в которых есть много общего, и не только тип подводной лодки можно смело объединить. И, действительно, эти аварии произошли на лодках одного типа - «Нарвал», на од­ном флоте (на Черноморском), и в одно и то же время, в октябре 1915 года.

4 октября 1915 года на подводной лодке «Кит» (тип "Нарвал", проект "Холланд -31А", Россия) Черноморского флота под командованием старшего лейтенанта Зарубина (по другим данным - штабс-капитан по адмиралтейству Андросов Я.С.), во время перехода в штормовых условиях на позицию к про­ливу Босфор треснули кронштейны опорных подшипни­ков, коленчатый вал правого кормового дизельного двига­теля и вышли из строя компрессоры. В таких условиях выполнять боевую задачу было невозможно, и субмарине пришлось возвращаться в Николаев для проведения заводского ремон­та. При анализе повреждений, проведенного при демонта­же и дефектации вышедших из строя деталей и конструк­ций, было обнаружено большое количество трещин и ра­ковин в структуре металла коленвалов, фундаментов и ста­нин двигателей. А ведь подводная лодка была совсем новая, ее спуск на воду состоялся в апреле-мае 1915 года, более того - на момент аварии субмарина находилась в стадии проведения испытаний.

Подводная лодка "Кит" перед спуском на воду
Подводная лодка "Кит" перед спуском на воду

Спустя несколько дней 25 октября с точно такой же проблемой столкнулась ПЛ «Нарвал», командир старший лейтенант Кочетов. При переходе морем к тому же Босфо­ру на лодке сломался коленчатый вал тоже правого кормо­вого двигателя, и лопнули кронштейны опорных подшип­ников. Причина та же - трещины и раковины валов, фун­даментов и станин двигателей.

Подводная лодка "Нарвал"
Подводная лодка "Нарвал"

Это были совсем новые субмарины: «Нарвал» вступил в строй 23 августа 1915 года, а на «Ките» даже ещё не было подъёма флага. В связи с боевыми действиями и нуждой в подводных кораблях его испытания были совмещены с про­ведением дозорной службы. Теперь обеим лодкам требо­вался ремонт. Ремонтировали лодки в городе Николаеве на отделении Невского завода. Именно там производилось изготовление секций лодок, которые затем перевозились на юг страны.

Для справки: подводные лодки "Нарвал" и "Кит" были заложены в декабре 1911 года в Санкт-Петербурге, на Невском заводе, а затем перевезены в Николаев, 18 октября 1913 года их повторно заложили на стапелях отделения Невского завода в Николаеве, о чём на деталях киля установлена закладная доска.

Во время ремонта для уменьшения вибраций передаточ­ное устройство носовых двигателей демонтировали и со­единили их с валом с помощью фрикционных муфт. На «Нарвале» носовые дизели соединили с доставленными из США и установленными на подводной лодке динамо-машинами, которые ранее предназначались для подводных лодок типа АГ. На «Ките» по рекомендации комиссии было запрещено одновременное использование носовых и кормовых двигателей. Использование допускалось только в случае крайней необходимости. Такие же ограничения были введены и для третьей подводной лодки этого типа «Кашалот»» которая ещё только строилась на том же Николаевском заводе, но она вступила в строй только 13 мая 1916 года. Видимо уровень изготовления комплектующих, которые поставляли оборудование на русские подводные лодки был еще низким.

Спуск на воду подводной лодки "Нарвал"
Спуск на воду подводной лодки "Нарвал"

В целом же, подводные лодки типа «Нарвал», строившиеся по проекту «Холланд 31 А», считались лучшими подводными лодками российс­кого флота. И не было случайным, что на них нашим под­водникам удалось добиться значительных успехов. Так «Кашалот», не смотря на то, что он вступил в строй позже всех, добился 44 побед. За ним по результативности идут «Нарвал» - 28 побед и «Кит» - 19 побед. Очень достойный вклад!

Но бывали отказы оборудования не только на подводных лодках иностранных проектов. 10 ноября 1915 года, пробыв в плавании всего сутки, из боевого похода досрочно возвратилась подводная лодка Балтийского флота «Вепрь» (тип «Барс»), командир Циолкевич. Днём ранее она, вместе с подводной лодкой «Барс» покинула Ре­вель (Таллин, Эстония) отправленная на позицию в Балтийское море для обеспечения действий линейных сил флота.

Подводная лодка "Вепрь" с торпедными аппаратами в глубоких нишах
Подводная лодка "Вепрь" с торпедными аппаратами в глубоких нишах

Причиной прекращения едва начавшеюся плавания стали повреждения заместительной цистерны и неисп­равности перископа, которые экипажу, находясь в морс, сво­ими силами отремонтировать оказалось невозможным.

Российский подплав находился все еще в начале пути к качественному строительству, качественному освоению и безаварийной эксплуатации подводных лодок. И на этот раз, к счастью, все обошлось без человеческих жертв.

Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1. /В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003.- 169 с.; Судостроение, № 4/1991.- с.60-63.

Приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента.

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.