Вспоминаем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками по открытым источникам (перечень - в конце статьи). Цель - вспомнить, уточнить, сделать выводы. И не делим героев-подводников "на своих и чужих", они все подводники русского флота, которые выполняли свой долг как могли, как понимали, как умели, как верили.
Наше очередное повествование можно назвать "аварийным дуплетом", так как в нем пойдет рассказ о двух авариях, в которых есть много общего, и не только тип подводной лодки можно смело объединить. И, действительно, эти аварии произошли на лодках одного типа - «Нарвал», на одном флоте (на Черноморском), и в одно и то же время, в октябре 1915 года.
4 октября 1915 года на подводной лодке «Кит» (тип "Нарвал", проект "Холланд -31А", Россия) Черноморского флота под командованием старшего лейтенанта Зарубина (по другим данным - штабс-капитан по адмиралтейству Андросов Я.С.), во время перехода в штормовых условиях на позицию к проливу Босфор треснули кронштейны опорных подшипников, коленчатый вал правого кормового дизельного двигателя и вышли из строя компрессоры. В таких условиях выполнять боевую задачу было невозможно, и субмарине пришлось возвращаться в Николаев для проведения заводского ремонта. При анализе повреждений, проведенного при демонтаже и дефектации вышедших из строя деталей и конструкций, было обнаружено большое количество трещин и раковин в структуре металла коленвалов, фундаментов и станин двигателей. А ведь подводная лодка была совсем новая, ее спуск на воду состоялся в апреле-мае 1915 года, более того - на момент аварии субмарина находилась в стадии проведения испытаний.
Спустя несколько дней 25 октября с точно такой же проблемой столкнулась ПЛ «Нарвал», командир старший лейтенант Кочетов. При переходе морем к тому же Босфору на лодке сломался коленчатый вал тоже правого кормового двигателя, и лопнули кронштейны опорных подшипников. Причина та же - трещины и раковины валов, фундаментов и станин двигателей.
Это были совсем новые субмарины: «Нарвал» вступил в строй 23 августа 1915 года, а на «Ките» даже ещё не было подъёма флага. В связи с боевыми действиями и нуждой в подводных кораблях его испытания были совмещены с проведением дозорной службы. Теперь обеим лодкам требовался ремонт. Ремонтировали лодки в городе Николаеве на отделении Невского завода. Именно там производилось изготовление секций лодок, которые затем перевозились на юг страны.
Для справки: подводные лодки "Нарвал" и "Кит" были заложены в декабре 1911 года в Санкт-Петербурге, на Невском заводе, а затем перевезены в Николаев, 18 октября 1913 года их повторно заложили на стапелях отделения Невского завода в Николаеве, о чём на деталях киля установлена закладная доска.
Во время ремонта для уменьшения вибраций передаточное устройство носовых двигателей демонтировали и соединили их с валом с помощью фрикционных муфт. На «Нарвале» носовые дизели соединили с доставленными из США и установленными на подводной лодке динамо-машинами, которые ранее предназначались для подводных лодок типа АГ. На «Ките» по рекомендации комиссии было запрещено одновременное использование носовых и кормовых двигателей. Использование допускалось только в случае крайней необходимости. Такие же ограничения были введены и для третьей подводной лодки этого типа «Кашалот»» которая ещё только строилась на том же Николаевском заводе, но она вступила в строй только 13 мая 1916 года. Видимо уровень изготовления комплектующих, которые поставляли оборудование на русские подводные лодки был еще низким.
В целом же, подводные лодки типа «Нарвал», строившиеся по проекту «Холланд 31 А», считались лучшими подводными лодками российского флота. И не было случайным, что на них нашим подводникам удалось добиться значительных успехов. Так «Кашалот», не смотря на то, что он вступил в строй позже всех, добился 44 побед. За ним по результативности идут «Нарвал» - 28 побед и «Кит» - 19 побед. Очень достойный вклад!
Но бывали отказы оборудования не только на подводных лодках иностранных проектов. 10 ноября 1915 года, пробыв в плавании всего сутки, из боевого похода досрочно возвратилась подводная лодка Балтийского флота «Вепрь» (тип «Барс»), командир Циолкевич. Днём ранее она, вместе с подводной лодкой «Барс» покинула Ревель (Таллин, Эстония) отправленная на позицию в Балтийское море для обеспечения действий линейных сил флота.
Причиной прекращения едва начавшеюся плавания стали повреждения заместительной цистерны и неисправности перископа, которые экипажу, находясь в морс, своими силами отремонтировать оказалось невозможным.
Российский подплав находился все еще в начале пути к качественному строительству, качественному освоению и безаварийной эксплуатации подводных лодок. И на этот раз, к счастью, все обошлось без человеческих жертв.
Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1. /В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003.- 169 с.; Судостроение, № 4/1991.- с.60-63.
Приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента.
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.