Переменные были придуманы математиками не только для того, чтобы сохранять в них какие-то значения. Над переменными можно выполнять разные действия: складывать, перемножать, вычитать, возводить в степень и т.п. Список действий довольно большой.
А поскольку основное назначение программируемых устройств - это облегчение математических вычислений (слово “компьютер” можно перевести как “вычислитель”, а ЭВМ - это Электронная Вычислительная Машина), то многие свойства переменных перешли из математики в программирование.
Основные математические операции в большинстве языков программирования выглядят точно так же (или максимально похоже) на такие же операции в математике. Единственное существенное отличие состоит в том, что в программировании переменную перед использованием надо объявить. Делается это в разных языках по разному, хотя и похоже (см. примеры объявления в Паскале и JavaScript).
Математические (арифметические) операции в программировании выполняются с помощью операторов. Большинство таких операторов записываются также, как и в математике. И, к примеру, такой код на С++:
x = 100;
x = x + 50;
Сначала присваивает переменной х значение 100, а потом выполняет следующее:
- С помощью оператора + складывает значение переменной х и числа 50
- Записывает результат в переменную х
В итоге в х получаем 150.
А интересующая нас математическая операция выглядит так:
Операнд_1 Оператор Операнд_2
То есть Оператор выполняет какое-то действие над ДВУМЯ операндами. В нашем случае первый операнд является переменной, а второй - числом. Но вообще операндом может быть любое допустимое выражение.
И, поскольку такой оператор работает с ДВУМЯ операторами, то он называется БИНАРНЫМ. А такая арифметика также называется БИНАРНОЙ.
Есть и УНАРНЫЕ операции и операторы. Унарные операторы выполняют какое-то действие только с ОДНИМ операндом. Например:
-1
Здесь мы имеем унарный оператор - и операнд 1. Унарный оператор - меняет знак операнда на противоположный. То есть делает число 1 равным -1.
Список бинарных и унарных операторов, допустимых для какого-то языка программирования, можно найти в документации на этот язык. Но обычно во всех языках есть следующие бинарные операторы:
+ (сложение)
- (вычитание)
* (умножение)
/ (деление)
mod (остаток от деления или деление по модулю)
div (целочисленное деление)
Это список операторов для языка Паскаль. Во многих других языках (например, в С/С++) нет отдельной операции целочисленного деления, а остаток от деления можно получить с помощью оператора %. Например, так:
x = 15 % 4; //В С/С++ значение х будет равно 3
x = 15 mod 4; //То же в Паскале: значение х также будет равно 3
Ну что же, на этом всё. Думаю, теперь понятие “бинарная арифметика” вас не пугает. Потому что на самом деле всё предельно просто.
Ну и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить.
ПРИМЕЧАНИЕ: Термин “бинарная арифметика” также применяется, когда речь идёт об операциях с двоичными числами. Но, как говорится, это другое.