Что особенного в традиционных африканских религиях, и что они имеют общего с христианством, исламом и европейским язычеством.
Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. А сегодня мы продолжаем знакомиться с различными религиями мира. Я уже писал статьи на эти темы:
А сегодня мы поговорим об Африке. Сразу хочу предупредить, что Южной и Центральной Африке существует огромное количество племён и народностей со своими особыми культурными и религиозными отличиями. Естественно, в короткой статье я могу рассмотреть только какие-то общие черты африканских верований. Я не смогу уделить внимания всем аспектам или производным, вроде зомби, магии вуду, каким-то интересным обрядам. Для этого, пожалуй, я выпущу ещё один отдельный материал.
Вступление
Что же мы пониманием под термином "традиционные африканские религии"? В широком смысле так принято именовать религиозные верования, представления и культы африканских народов, формировавшихся на протяжении долгого времени. Они существуют до сих пор, скрываясь в мировых религиях или в открытой форме у большинства африканских народов южнее Сахары. При этом надо понимать, что у каждого народа или даже племени эти верования и культы могу отличаться друг от друга. Однако существует ряд закономерностей, которые позволяют объединить подобные религии в одну группу и занести их под термин "традиционные африканские религии". Вот эти признаки:
- Политеизм или его формы
- Анимизм
- Фетишизм
- Элементы шаманизма
- Магия
Чем же для нас привлекательны африканские верования? В первую очередь тем, что они смогли сохраниться почти в первозданном виде, и мы можем воочию наблюдать развитие верований. Когда-то подобный путь проходили и азиатские, и европейские религиозные формы. Кроме того, работы некоторых антропологов наглядно показывают развитие и эволюцию различных культов, а кроме того отдельно показывает наследие современными мировыми религиями (буддизм, ислам, христианство) аспектов из первобытных верований.
Образ вселенной
Одним из ключевых положений африканских традиционных религий является взаимосвязь живого и мёртвого, что после смерти тела продолжается "неземная" жизнь души человека, которая способная оказывать влияние на реальный мир.
Сам образ вселенной, происхождение солнца, земли, воды и т.д. запечатлён в мифах и легендах, которые передаются из уст в уста внутри племени. Например, у народа догонов вселенная выглядит, как остроконечная корзина с квадратным основанием, на каждой стороне которой расположено по десять ступенек, ведущих к вершине. На каждой ступеньке находится виды живых существ и духов по иерархии. Таким образом, догоны определяют место человека и его окружения во вселенной. Но самое интересно и это повторяется во многих примитивных религиях — это зависимость материальной культуры (корзина) и религиозных воззрений. Ещё одно доказательство того, что бытие определяет сознание. Как тут не вспомнить образ демиурга, который создавал и обжигал людей из глины.
Анимизм, фетишизм и тотемизм у африканцев
На самом деле я не буду останавливаться на этих моментах подробно, ибо о них я уже говорил в других материалах, которые были посвящены именно этим явлением. Поэтому отсылаю вас к ним.
Магия
В традиционных религиях огромную роль играют приёмы и средства, с помощью которых можно менять этот мир, достигать определённых целей в реальном и потустороннем мире. Африканская магия очень разнообразна и сильно отличается от племени к племени. Однако мы можем выделить три основных функции: нанести вред (проклятие,заговоры), помочь (защита, врачевание) и предсказание. При этом традиционно активная магия и магия предсказания разделена и ими занимаются разные люди.
Вообще, магические представления африканцев ничем не отличаются от, например, представлений магов средневековой Европы. Ещё одна общая закономерность развития человечества. Если хотите понять как мировоззренчески выглядят африканцы, верящие в магию, пообщайтесь со своими знакомыми, которые обращаются к ясновидицам, шаманам и гадалкам. Разница будет только в названии.
Табу и Инициация
Традиционное общество отличает одна важная особенность. Там не существует (или существует параллельно) свода светских законов и основными правилами и нормами жизни становятся религиозные воззрения. Одной из такой религиозно-правовой нормой является табу. Само слово полинезийского происхождения и обозначает запрет. Впрочем, свойства полностью соответствуют названию — какая-то норма поведения, нарушение которой влечёт кару сверхъестественных сил. Часть табу связана с тотемизмом и запретом убивать определённых животных. Но часть табу — самые настоящие социальные нормы. Например, запрет инцеста, что напрямую влияет на выживание племени. Вообще об этом очень хорошо написал Зигмунд Фрейд в своей не самой известной работе "Табу и тотемы". Рекомендую. А между тем, не стоит табу воспринимать только как глупое суеверие, ведь именно в них содержится интуитивное и очень древнее знание о природе вещей.
Ещё важной чертой традиционных африканских религий является обряды жизненного цикла. О похоронных мы уже поговорили, а здесь немного расскажу об обряде инициации. Это обряд, означающий вступление ребёнка во взрослую жизнь. Как это ни странно, но самым часто встречающимся обрядом инициации является обрезание. Здесь нет влияние иудаизма или ислама, так как традиция уходит корнями в глубь веков. Скорее, наоборот, эти монотеистические религии почерпнули сей обряд из язычества в своё время. Инициация бывает разной: начиная от уже упомянутого обрезания и заканчивая ритуальной охотой на определённого зверя. Наличие подобных действие, очень важно с точки зрения социальной — присутствует деление на совершеннолетних (истинных членов племени) и несовершеннолетних. Кроме того, обряды инициации различаются по полу — для женщины они свои.
Культ предков
У разных народов культ предков приобретал разные формы, однако мы можем выделить общие черты. Во-первых, вера в то, что умершие продолжают жить, но уже в другом состоянии — как духи. Во-вторых, они имеют возможность вселяться в животных, растения, скалы, неодушевлённые предметы и т.д. В-третьих, духи умерших остаются в родных местах и помогают своим живым потомкам в насущных делах, в войнах, в быте и другом. Наконец, существует иерархия умерших родственников. Во главе всегда те, кого считали родоначальниками семьи. Выделяли духов семьи, рода, племени и всего народа. При этом очень интересно, что в зависимости от племени, в большем почёте были либо женщины, либо мужчины, а иногда независимо от пола, все стояли на одной ступени. Ещё интересным фактом является цель почитания духа-предка. Африканцы это делают не для нынешней жизни, не для помощи в повседневности, а для того, чтобы их хорошо встретили родственники уже после смерти.
Похоронные обряды
"Хочешь узнать о том, как народ относится к жизни, посмотри на то, как они относят к смерти", — эту фразу я уже давным-давно взял себе на вооружения в своих культурологических поисках. Здесь она тоже справедлива. Похоронные обряды африканцев во всех их разнообразии объединяет общее свойство: страх и уважение перед предками. Для африканцев очень важно было быть похороненным на земле предков, иначе дух не обретёт покой. Разные племена практикуют совершенно разные обряды, в том числе традиционное сжигание или закапывание в землю. Однако очень интересный обряд существует у народа туген (Кения). Умершего относят в саванну, укладывают на бок и оставляют на семь дней. Если через семь дней труп был нетронут, то значит — это был плохой человек и дух его будет мстить племени. Если же его сожрали животные, всё племя празднует, проводя поминки.
Заключение
Изучая традиционные африканские религии в первую очередь нужно обращать внимание на само свойство общества. Дело в том, что сохранить все эти верования до наших дней во многом помогло жёсткая консервативность африканских народов. Как известно, в истории Африки было две трагедии: когда пришёл белый человек и когда белый человек ушёл. Европейцы и арабы принесли в Центральную и Южную Африку мировые религии, порой силой насаждая их местным народам. Однако когда начался период деколонизации и африканцы были предоставлены сами себе, они просто включили христианские и исламские воззрения в систему своих традиционных религий. Поэтому не надо удивляться тому, что в какой-нибудь отдалённой деревеньке шаман, поп и имам — это один и тот же человек.
На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!
Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.
Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.
#африка #религия #христианство #ислам #верования #суеверия #книги #литература #ликбез #образование