Найти в Дзене
Мама Научит

"Хочу такой же!" - это при том, что уже есть похожий, даже лучше. Это все дети такие?

Оглавление

У моего сына есть ноутбук. Собственный, куплен год назад. Специально выбирали игровую модель. Еще у него есть планшет - достался "по наследству" от старшего брата. Есть мой старый смартфон.

И вот недавно я купила себе ноутбук. Совсем недорогой - мне же не играть, я, в основном, с текстовым редактором работаю, да в браузере. Первый вопрос: "А ты мне такой же купишь?" - "Господи, зачем тебе, у тебя же есть!" - "У твоего экран сенсорный, а у моего - обычный..."

"Комплект" персональной техники
"Комплект" персональной техники

Все игрушки мира

С трудом сдержалась, чтобы не заорать.

- Понимаешь, даже если я куплю тебе такой же, все равно останется еще несколько сотен разных моделей, которых у тебя нет.

И так было со всеми детьми. Им обязательно надо еще одну куклу (машинку), такую, как у подруги. Даже если своих в два раза больше. Но именно такой нет.

Что это - зависть? Жадность? Или естественная реакция?

Наверно, все-таки, это в человеческой природе - желать всего, "что глаз видит". Именно из-за этого разгораются войны. Потому что всегда "у соседа лучше".

И ведь многие взрослые ведут себя ровно так же.

Несколько лет назад у нас на улице началась "эра" откатных ворот. Кто-то поставил первый, уже не помню кто. И вот все "большие мальчики" потянулись. Постепенно меняли то одни, то другие.
Да, логически это обосновывалось тем, что вот, удобно же, меньше места занимают, легче открывать, меньше снега зимой чистить... Но, по сути, это все то же: у соседа есть - значит, мне тоже надо.

Муки выбора

Наверно, самое сложное, чему надо научить ребенка - это выбирать. При ограниченных возможностях. Когда ты можешь не просто выбрать одну игрушку в качестве подарка, но тебе приходится выбирать - игрушку или теплые ботинки на зиму.

Понимаю, что при определенном уровне дохода такой выбор не стоит. Но я так не жила никогда. Разве что в каких-то пустяках могла "махнуть рукой" - не знаю, какую футболку выбрать, возьму обе.

А ведь выбор мы делаем постоянно - играть или работать, почитать книжку или испечь пироги, себе или детям, написать новую статью или посмотреть видео из обучающего курса...

И далеко не всегда это выбор между правильным и неправильным, делом и "не делом".

И знаете, самое главное, наверно, здесь - именно эти выборы определяют нашу жизнь. Не каждый сам по себе. Но те принципы, по которым мы этот выбор делаем.

Научить радоваться "за другого"

Высший пилотаж - научить ребенка испытывать радость оттого, что у кого-то появилось что-то хорошее. Не завидовать, не желать такого, а радоваться "чистой радостью".

Помните, как у Заболоцого:

"Чужая радость, так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется..."

Вот как эту радость научить ребенка испытывать? Наверно, только собственным примером. Сначала себя "проинспектировать": а я-то радуюсь чужой радости? Правда радуюсь или только изображаю? Потому что дети чувствуют эту фальш.

Вот и получается, что воспитание детей - это, в первую очередь, воспитание себя.