Будущий художник увлекся рисованием еще в детстве, но по настоянию отца, Александра Михайловича, от идеи связать свою жизнь с искусством пришлось отказаться. Отец видел в юном Михаиле талантливого и успешного юриста, и в тот момент Мише ничего не оставалась, кроме как подчиниться. Однако в страсть к искусству в конечном итоге все же взяла верх, и Михаил Врубель поступил в Академию художеств.
На протяжении всей своей жизни он писал живописные полотна, иконы и фрески, работал с мозаикой, создавал эскизы театральных костюмов и декораций. Врубель стал автором «демонического цикла» - целой серии картин и скульптур, главный герой которых… Демон.
Родился будущий художник 17 марта 1856 года в Омске, где в то время его отец, Александр Михайлович Врубель, служил военным юристом. Там же родились его младшие брат и сестра, Екатерина и Александр, которые, к сожалению, не дожили даже до отрочества. Мать будущего художника была дочерью астраханского губернатора, известного картографа и адмирала Григория Басаргина, и ее судьба, к слову, тоже сложилась весьма трагически.
Частые роды и непростые климатические условия Омска привели к тому, что в 1859 году она скоропостижно скончалась от чахотки. На тот момент маленькому Мише Врубелю было всего три года. В дальнейшем, вспоминая свою мать, будущий художник рассказывал, как она, будучи больной и лежа в постели, вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги…
Детство Михаила Врубеля и его сестры Анны прошло в постоянных переездах по местам служебного назначения их отца: в 1859 году его перевели из Омска обратно в Астрахань, а в 1860 году назначили в Харьков. Именно там маленький Миша научился читать и увлекался книжными иллюстрациями.
В 1863 году Александр Врубель снова женился. Его избранницей стала петербурженка Елизавета Вессель, которая, к слову, довольно быстро нашла общий язык с детьми и активно включилась в их воспитание и развитие. Помогали Елизавете и родственники: сестра Александра учила детей музыке, а брат Николай, педагог, придумывал для них развивающие игры. Благодаря всестороннему развитию, уже к десяти годам Михаил Врубель всерьез увлекся музыкой, театральным искусством и рисованием.
Несмотря на явно творческий склад ума и любовь к прекрасному, Александр Михайлович видел в сыне исключительно юриста, поэтому и настоял, чтобы тот поступил на юридический факультет Петербургского университета. А вот затраты на обучение и проживание Михаила полностью взял на себя брат Елизаветы Вессель Николай.
В студенческие годы будущий художник занимался чем угодно, кроме непосредственно учебы: он увлекался философией, театром, рисовал иллюстрации к полюбившимся литературным произведениям (одна из самых известных работ того времени – графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном»).
Становиться юристом Михаил Врубель не хотел, ему это было попросту неинтересно. Поэтому, «просидев» на втором курсе два года, но, так и не сумев, защитить диплом, получил самую низшую ученую степень - действительный студент.
Еще во время обучения будущий художник познакомился с семьей сахарозаводчиков Папмелей: он учился вместе с их сыном и время от времени давал ему уроки латыни, которую знал превосходно. Именно Папмели, склонные к эстетству и богемной жизни, поддерживали увлечение Михаила Врубеля рисованием, и даже познакомили его со студентами Академии искусств, куда впоследствии будущий художник стал наведываться все чаще.
Результатом посещения вечерних курсов стал кардинальный перелом в жизни и карьере Михаила Врубеля. В 24 года он окончил университет, отбыл короткую воинскую повинность и в 1880 году поступил в Академию художеств.
Будущий великий художник попал в мастерскую Павла Чистякова, а параллельно с этим посещал акварельную мастерскую Ильи Репина. Врубель изучал основы рисунка и живописи, осваивал технику акварели, а также постигал особую методику Чистякова, который учил выстраивать на холсте объем, подобно тому, как это делают архитекторы.
Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову, который на тот момент времени искал художника, который смог бы поучаствовать в реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве.
Врубель с удовольствием взялся за предложенную ему работу: он создал эскизы для реставрации старых фресок, оформил стены церкви и даже написал четыре иконы.
В 1885 году Михаил Врубель отправился в Италию для знакомства с византийской и позднеримской живописью. Во время путешествия по Равенне и Венеции художник не только изучал средневековые витражи и мозаики, но и много работал. Так всего за одну ночь он создал стофигурную композицию «Орфей в аду».
Помимо всего прочего, в Венеции Михаил Врубель познакомился Дмитрием Менделеевым, который, собственно, и посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, дабы уберечь их от влаги. За время же своих «итальянских каникул» Врубель создал такие иконы, как «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель». А сразу по возвращении сделал первые наброски своей будущей «демонической» серии.
В 1889 году Врубель переехал в Москву, где вместе с Ильей Репиным, Иваном Айвазовским и Иваном Шишкиным работал над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди них были и рисунки к поэме «Демон», параллельно с которыми художник работал над большим полотном под названием «Демон сидящий».
Вот как сам Врубель говорил о своих «демонических» картинах: «…Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» - полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
В этот период у Врубеля выработался свой уникальный и узнаваемый художественный стиль. В его полотнах просматривались филигранные угловатые мазки, напоминавшие мозаику.
В 1896 году Михаил Врубель познакомился со своей будущей женой - оперной певицей Надеждой Забелой. С предложением руки и сердца художник затягивать не стал - их помолвка состоялась практически в тот же день.
И это, несмотря на его весьма плачевное финансовое положение! Поэтому, чтобы хоть как-то свести концы с концами, Врубель начал создавать на заказ театральные костюмы и декорации, а параллельно с этим работать над полотнами со сказочно-мифологическими сюжетами («Царевна-Лебедь», «Пан», «Богатырь»).
В 1901 году у Михаила Врубеля и Надежды Забелы родился сын Саввушка. Однако омрачило столь радостное событие врожденный порок мальчика – «заячья губа». Надежда оставила сцену, чтобы посвятить себя сыну, и все заботы касательно содержания семьи легли на плечи Врубеля. Это событие самым негативным образом сказалось не только на эмоциональном, но и на физическом состоянии художника.
Он замкнулся в себе, стал вспыльчивым, у него развилась бессонница. Но, несмотря на эти обстоятельства, Врубелю удалось вновь вернуться к теме демонов. Скажу больше, работа над «Демоном поверженным» настолько увлекла его, что вместо обычных трех-четырех часов художник пропадал в мастерской по 14 часов в день.
Тяжелое состояние и изматывающая работа не прошли даром. В 1902 году Врубель был помещен в психиатрическую лечебницу, и это событие стало началом конца Врубеля не только как художника, но и как человека. В редкие моменты просветления он узнавал родных, общался с друзьями и даже пытался писать картины. В этот период, к слову, были созданы полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Из больницы Врубеля выписали в 1903 году. Тогда случилось и еще одно страшное событие в жизни художника – от крупозной пневмонии умер двухлетний Саввушка, его сын. Потеряв единственного ребенка, Михаил и Надежда уехали в Киевскую губернию - в имение к фон Мекку, поскольку не понимали, что им делать дальше и куда себя девать. В имении психическое состояние Михаила резко ухудшилось, и он, полностью отдавая себе отчет в этом, категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот».
Затем вновь были клиники, врачи, тяжелейшая депрессия и попытки свести счеты с жизнью. В 1906 году художник полностью ослеп, и последние годы жизни провел на попечении жены и старшей сестры Анны. Он практически постоянно был погружен в мир собственных галлюцинаций, о которых в красках рассказывал окружающим.
Мгновения просветления случались все реже, но даже в эти редкие моменты ясности ума он жаловался на постигшее его несчастье и выдумывал всевозможные способы, которые, по его мнению, должны были вернуть зрение: например, полный отказ от пищи. Михаил Александрович часто не узнавал старых друзей, которые приходили его навещать. Сестра Анна вспоминала, что в последний год ее брат постоянно твердил о том, что устал жить.
Так в феврале 1910 года он намеренно простоял несколько часов под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление легких, которое очень быстро перешло в чахотку. Но даже при этом он сохранял присущий ему эстетизм. Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: «Это так некрасиво».
Михаил Врубель умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.
Вот как писал о нем Александр Бенуа: «Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятки XIX века как на «эпоху Врубеля».
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!