Слышали ведь такие заявления, вроде : «Европа без нашего газа замерзнет!», или «Без нашей нефти куда они денутся!».
Я слышал, и не раз. Подразумевается, что у нашей страны есть мощнейший рычаг воздействия на ту же Европу. Сам подход - радоваться тому, что кому-то может стать плохо, мне непонятен, но соглашусь с тем, что это вкусовщина. Одному одно нравится, другому другое…
Оставим даже в стороне саму причину разногласий. Сегодня речь не о ней. Тут интересен сам факт. Наша власть стала сначала ставить ультиматумы, а потом, когда им не подчинились, пошли разговоры о том, что вы, дескать, все равно пропадете без наших энергоносителей, поэтому вам бы помолчать и уступить. На самом деле все было длиннее и запутанней, но я максимально упростил суть.
И у европейских стран есть два пути, пойти нам на уступки и принять наши условия и требования или не делать этого. Давайте попробуем пофантазировать и прикинуть, что произойдет в обоих случаях.
Европа соглашается. Снижает санкционное давление, прекращает поддерживать Украину, снова открывает все вентили и прочее. Что произойдет? Тем самым Европа покажет свою слабость, что, согласитесь, никто не любит демонстрировать. В обмен на газ и нефть Европа должна будет стерпеть одно такое поражение и быть готовой к следующим. Ибо кто помешает нашей стране и впредь ее шантажировать тем же? Шантаж вообще такое дело, поддавшись ему раз, есть риск слушаться шантажиста годами.
Европа отказывается. Продолжает гнуть свою линию, не идет на поводу у шантажиста. Но в этом случае она теряет проверенный, насыщенный источник нефти, а главное – газа, и недополучает тепла, топлива и энергии. Можно предположить, что те самые заявления, что без нас им – труба, верны и безальтернативны.
И все бы так и было, но есть одно но. Наши капризы и ультиматумы были бы обязательны для всех только в том случае, если бы мы были единственным источником энергоносителей. Но, к нашему сожалению, это не так. Даже в простенькой википедии можно найти список стран, добывающих нефть и газ. И оказывается, что наша доля в добыче нефти в мире составляет 12,7%. Те же Штаты качают нефть в больших объемах, чем мы. Получается, что только каждый восьмой литр нефти в мире – наш. Это серьезная доля. Но это не монополия. С газом ситуация примерно такая же. 17,4% от мирового объема. Тоже на втором месте, тоже США нас обошли. Но суть не в том, кто первый.
По поставкам в Европу наша доля больше, это понятно. Но наличие множества других поставщиков не позволяет нам считаться монополистами. Нас можно заменить. И есть кем. Не нужно забывать, что ряд поставщиков нефти или газа сознательно ограничивают объемы добычи, чтобы не допустить переизбытка и падения цен. Есть неразведанные месторождения. Есть разведанные, но еще не разработанные. Одним словом варианты для замены есть.
Дело это, конечно же, не одного дня и даже года. Но если поставить перед собой такую цель, то можно и договоры подписать, и трубы проложить и вышки поставить. Вопрос цены. Да это будет дороже, а в первые пару-тройку лет и холоднее. Но это возможно. Если выбирать между временными трудностями или постоянным подчинением воле шантажиста, то логично выбрать первое.
И вот тут появляется другая проблема. Наладив поставку с других источников, зачем им иметь дело с нами? Даже потом, когда ситуация изменится? Договоры заключены, трубы протянуты, обязательства взаимно соблюдаются. Снова менять поставщика? Зачем? Чтобы снова выслушивать ультиматумы? А со стороны новых поставщиков получить штрафы и платить неустойки? Не проще ли забыть вообще про нас? И давайте не будем сбрасывать такой сценарий со счетов. Объединенными силами, с вложениями в проект понемногу от разных стран, Европе вполне по силам провернуть его. Да, повторюсь, пару лет это будет напряжно, дорого и непривычно, но это вполне реально.
А вот что при таком развитии событий будем делать мы? Находясь под санкциями, нам будет непросто найти нового покупателя, чтобы он скупал наше сырье в таких же объемах. А потом еще нужно будет тянуть туда трубы, что опять же под санкциями дорого и не всегда осуществимо. Надеяться на какой-нибудь Китай не стоит. Частично он решает проблемы за свой счет, имея свои месторождения. А нехватку он будет покупать у любого другого, кто предложит низкую цену. К тому же его потребности не безграничны и они меньше, чем европейские запросы. А лишнего ему не нужно.
Вот и получается, что разговаривая в ультимативном тоне с основными покупателями, мы в первую очередь ставим под удар себя. Наш товар может стать менее востребованным, а ничего другого мы предложить не можем. Хотели напугать других, но сами можем остаться без денег. Вопрос времени.
Мне кажется так. А что вы думаете по этому поводу? Пишите, обсудим. Как всегда, призываю обсуждать тему статьи, а не личности друг друга. И не хамить.
Мир вашему дому!
#россия #общество