Ни один ребенок не начинает говорить сам по себе. Он учится, общаясь со взрослыми: папой и мамой. И от того, насколько «правильно» речевое поведение в семье, зависят первые успехи малыша. Именно наша речь стимулирует или тормозит развитие речи ребенка.
Итак, если ваш малыш биологически здоров (в порядке зрение и слух, двигательная сфера, нет повреждений центральной нервной системы и расстройств личности) «можно и нужно» и «категорически нельзя» следующее.
1.
❌ Категорически нельзя:
Быть равнодушным.
Если вы не обращаете внимания на инициативу ребенка, его потребность в общении пропадает. По крайней мере, потребность в общении с вами.
✅ Можно и нужно:
Проявлять доброжелательность, следовать за инициативой малыша: говорите о том, что привлекло его внимание, о предметах, на которые он смотрит или берет в руки.
- Ки!
- Да, это киса, кошка. Какая красивая! Давай, позовем: «Кис-кис-кис».
2.
❌ Категорически нельзя:
Быть излишне заботливым.
Если вы все делаете за малыша, предугадываете желания и просьбы, зачем ему общаться?
✅ Можно и нужно:
Время от времени разыгрывать «непонимание»:
- … (Молчит. Смотрит на мячик).
- Что? Что ты хочешь?
- … (Молчит, показывает на мяч).
- Мяч! Тебе нужен мяч? (Берет в руки). Дай! Мама, дай мяч.
- Дай!
- Молодец, сказал «дай». Теперь понятно. (Отдает мяч).
3.
❌ Категорически нельзя:
Много говорить.
Если в вашем монологе нет места реакции ребенка, пока еще «бессмысленным», но очень важным «па», «да-да-да», «а-а», малыш быстро прекратит попытки «вставить слово».
✅ Можно и нужно:
Задавать вопросы.
Обязательно дождитесь реакции ребенка. Ритмическое чередование «говорит мама – “говорит” малыш» готовит его к вхождению в языковую систему.
- Хочешь кушать? (Пауза). Да? (Пауза). Будем кушать.
4.
❌ Категорически нельзя:
Говорить быстро и сложно.
Детскому мозгу требуется больше времени, чтобы обработать, декодировать вашу речь. Фраза «Отчего бы не отправиться нам на прогулку, коли нынче на улице стоит столь дивная погода, как считаешь, Мишутка?» останется для ребенка набором звуков, никак не связанным с миром и лично вами.
✅ Можно и нужно:
Использовать простые предложения.
Говорить чуть громче и чуть медленнее, чем со взрослыми.
«Ой, солнышко светит. Смотри, солнышко! Пойдем гулять? Пойдем на улицу, к деткам. Топ-топ-топ».
5.
❌ Категорически нельзя:
Говорить монотонно, с равнодушным выражением лица.
Даже взрослому трудно воспринимать подобного собеседника, тем более поддерживать диалог.
✅ Можно и нужно:
Говорить эмоционально, чуть-чуть утрировать чувства и мимику.
Интонацию и выражение лица ребенок «считывает» лучше слов, а значит, быстрее понимает «суть» беседы, охотнее идет на контакт.
6.
❌ Категорически нельзя:
Обращаться к ребенку сверху вниз. Говоря, смотреть в сторону (например, на экран телевизора).
Для ребенка речь начинается с движения ваших губ. Помните? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
✅ Можно и нужно:
Наклоняться к малышу, приседать, смотреть в глаза.
Ребенок должен видеть артикуляцию. Именно так, подражая, он учится речи.
7.
❌ Категорически нельзя:
Подменять себя телевизором или компьютером.
Результаты исследований свидетельствуют: если ребенок до года проводит перед «голубым экраном» хотя бы два часа в день, риск возникновения речевых нарушений возрастает в 6 раз!
✅ Можно и нужно:
Общаться с малышом. Искренне и с удовольствием.
Овладение речью – социальный процесс. Ребенок учится говорить у вас и ради общения с вами.
Разговаривайте больше (почувствуйте разницу между говорить и разговаривать), улыбайтесь чаще, и ваши усилия обязательно принесут чудесные плоды!