Пришло время разбавить свои фоторепортажи из путешествий очередной подборкой архивных ретро снимков. Знаю, что многие читатели моего канала любят такие фотографическо-исторические публикации, да и сам я люблю копаться в архивах, собирая редкие кадры, факты, а иногда и целые человеческие судьбы.
Правда, на это уходит достаточно много времени, поэтому сразу прошу поддержать мои начинания одобрительным лайком и подпиской на канал, если вдруг вы оказались тут впервые.
В этот раз, к моему счастью, всё прошло гораздо быстрее и проще. Вся эта фотосерия снята одним фотографом. Звали его Максимом Дмитриевым, а жил и работал он в Нижнем Новгороде.
Начинал он подмастерьем в фотоателье, но в итоге стал заслуженным фотографом с мировым именем. Если хотите подробней узнать, что за кружочки или монетки на портрете маэстро и почему это очень ценно, смотрите мою другую фотоподборку:
Одним из самых знаменитых циклов, которые снял Максим Дмитриев, была серия про Волгу. Он снимал её около 10 лет, продвигаясь от устья к истоку, запечатлевая пейзажи, архитектуру поволжских городов и деревень и, конечно, жизнь людей. Включая самых распоследних лапотников.
В том числе, и цыган. В итоге, у него вышла целая серия снимков поволжских ромал, которую он назвал "Типы цыган" и издал в виде набора почтовых открыток.
Её мы сегодня с вами и посмотрим. Бонусом добавлю несколько цитат про цыган из книги "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией П.П. Семенова-Тян-Шанского, 1910 года издания.
"Цыгане одеваются „во что Бог послал" — зипуны, рубахи, шаровары, а иногда их костюм до того фантастичен, что ни одно перо не в состоянии описать этого одеяния. Дети лет до 12 лет бегают нагишом, и только в стужу залезают в мешки и порты."
"Холщовая рубаха с вырезом на груди, полосатый передник красного или зеленого цвета поверх юбки, цветной платок-шаль, накинутый на плечи, масса золотых и серебряных браслетов, монет, побрякушек, большие кольцеобразные серьги составляют оригинальное одеяние цыганки."
"Характерная для цыган лень и полная беспечность заставляют их скорее выпрашивать или воровать, чем приниматься за какое-нибудь дело. Даже приготовление пищи представляет для них большое затруднение."
"На ярмарки и площади городов и сел приходит за сбором подаяний множество цыганок-гадалок. Эти «седьмые дочери седьмых дочерей», как они сами себя называют, выбрав людное место на ярмарке, садятся рядами на корточки, и уже одним своим таинственным видом привлекают к себе многих охотников и охотниц до ворожбы и гадания. Другие же цыганки ходят по лавкам и возам, просто выпрашивая милостыню."
"При заключении браков цыгане не придерживаются почти никаких правил или обрядов. Мальчик лет 13-14 уже принимается сам отыскивать себе подругу жизни, какую-нибудь девочку лет 11-12. Родственница она ему, или нет — цыгану решительно всё равно."
"Жену свою цыган держит в полном подчинении себе и часто жестоко бьёт её. По обычаю всех полудиких племен, цыганские женщины обыкновенно должны больше заботиться о мужьях, чем о самих себе."
Рассматривая эту фотосерию, я поймал себя на мысли, что для этого народа с конца 19 века по сути ничего не изменилось. Разве что цыганское слово "ловэ" почему-то вошло во всеобщее употребление, да имя Будулай знакомо всем, кто родился в СССР.
А на сегодня это всё. Если про лайк всё же забыли, самое время это исправить 👍