В этой истории, случившейся в самый разгар Серебряного века, было все - любовь, предательство, тайные агенты, измены, большие деньги и громкие судебные процессы. А всё потому что кое-кто ради своих личных хотелок решил, что ему можно наплевать и на правила приличия, и на законы, и на всех окружающих. Вот как это было.
Катенька Гошкевич была простой машинисткой, когда в контору, где она трудилась за небольшое жалование, зашел перспективный молодой человек. Он был холост и интересен. Особенно интересны были принадлежащие ему две с половиной тысячи десятин земли, на которых выращивалась пшеница. A зерно тогда было для Российской империи примерно тем же, что сейчас нефть для России.
Так получилось, что этот молодой человек заметил Катеньку, что было не так уж сложно, так как она считалась яркой девушкой. Та ответила молодому человеку взаимностью, И вскоре Катенька стала Екатериной Викторовной Бутович, супругой родовитого и богатого Владимира Бутовича, Если бы только знал Владимир, как ему «повезло» с супругой!
В 1905 году Катенька Бутович с сыном Юрой отправляется на курорт в Биарриц. Может себе позволить. Муж занимается делами, а у молодой жены после родов начались проблемы со здоровьем, которые можно поправить только на одном из самых фешенебельных европейских курортов. И тут нет всех этих броненосцев «Потемкиных», новостей из действующей армии, событий 9 января – в Биаррице все прекрасно и чудесно. И красивая женщина без мужа тут обязательно окажется окружена поклонниками. Особенно, если она сама не против.
И тут на курорте появляется ОН. Генерал Сухомлинов. Кавалерист. Ловелас. Вдовец. И хотя ему 57 лет – карьера Сухомлинова в самом разгаре, можно сказать на взлете. И генерал обращает внимание на Катеньку Бутович.
Вообще все началось с того, что старый генерал начал ухлестывать за молодой красоткой, а она вроде бы и принимал ухаживания, но дальше дело не шло. Потому что кто его знает, этого генерала, что у него на уме. А Бутович – надежный, богатый и солидный мужчина. Но потом Сухомлинова назначили генерал-губернатором сразу в Киевской, Подольской и Волынской губернии, положили ему большое жалование. А самое главное, Катенька Бутович поняла, что она – не просто одно из увлечений генерала, а его новая большая любовь. И он как честный офицер готов на ней жениться. Разумеется, если она будет свободна.
Разумеется, это все случилось не сразу. Но в один «прекрасный» день Владимир Бутович узнает:
✅Что его жена любит другого.
✅Что она хочет получить развод.
✅Что Бутович должен взять вину на себя.
✅Что Бутович должен заплатить Катеньке за то, что она ушла о него к другому мужчине 200 тысяч рублей.
Как вам такой расклад?
Ведь тогда, в 1907 году развестись в Российской империи было не так просто. Точнее настолько непросто, что разводы можно было по пальцам пересчитать. Ведь самый простой способ заключался в том, что один из супругов обвинялся в супружеской измене, да еще и при свидетелях. Тогда да – развод давали почти без проблем. Только имелось одно но. Тот, кого обвиняли в измене потом долгое время не мог жениться, так как на него накладывалось церковное наказание – епитимья. И поэтому, когда супруги договаривались разойтись, тому, кто брал вину на себя, было принято платить. Довольно большие деньги. Тут же ситуация получилась интересная – Бутовича обманули, а теперь от него же требовали взять вину на себя, да еще и денег заплатить!
Сухомлинов и Катенька думали, что Бутович не станет связываться с всесильным генерал-губернатором, к которому еще и хорошо относился император. Но не тут-то было. Тем более, что общественное мнение оказалось на стороне Бутовича – и как оскорбленного мужа, и потому что оскорбил его честь представитель власти, и вообще. А так как вся история оказалась в публичной плоскости, то газеты получили прекрасную возможность поднять свои тиражи.
Потому что история развода Бутовичей и женитьбы Сухомлинова занимала всю читающую российскую публику более двух лет. За это время:
✅ Бутович вызывал Сухомлинова на дуэль. Тот не давал ответа.
✅Бутович сообщал, что Сухомлинов не дает прохода его жене и просил оградить ее от столь назойливого внимания. А генерал, оказавшись перед фактом огласки и возможной отставки (женитьбы на разведенных в российской армии не очень приветствовались), предлагал Катеньке остаться у него на содержании и жить так, как есть – то есть без официального брака.
✅Сухомлинову и Катеньке находили "доказательства" того, что Бутович неверен своей жене. То есть виноват он, а вовсе не прекрасная Катенька. Бутович умело разбивал все эти доказательства, доказывая, что они подложные и развода быть не может. В результате Синод его и не давал.
Несмотря на всю эту бесконечную «Санта-Барбару», Сухомлинов за время истории развода Катеньки Бутович с мужем, успел стать из киевских генерал-губернаторов военным министром Российской империи. И уже в этом качестве смог таки буквально продавить через Синод и царя решение о разводе. Фактически развод Катеньки Бутович не соответствовал никаким правилам и законам тогдашней империи. Сухомлинов протащил его как танк, как он делал всегда не только в личной жизни, но и в своей карьере.
Вся эта история долгого развода и сложного треугольника из Владимира Бутовича, Владимира Сухомлинова и Катеньки Бутович имела очень большие последствия не только для них самих. Ведь Сухомлинов стал военным министром. А на дворе у нас царил Серебряный век и до Великой войны оставалось совсем чуть-чуть. Сухомлинов же в поисках подложных доказательств, необходимых для развода, обращался к частным детективам иностранного происхождения. Австрийского, ага.
Сухомлинов нравился Николаю II:
«…во всех министерских составах был самым влиятельным членом Кабинета. Это объясняю тем, что все свои дарования он направил к завоеванию личности монарха и эту личность полонил целиком…»
Потом этот момент не лучшим образом скажется и на репутации императора.
Потому что Катенька, получив таки развод, хоть и без тех денег, которые она требовала от бедняги Бутовича, став госпожой Сухомлиновой, развернулась по полной программе. Так как в высшем обществе ее не очень-то принимали, она нашла себя в том, что совершенно не экономила на роскошной столичной жизни и блистала так, как полагается жене военного министра и даже больше. Госпожа Сухомлинова тратила денег больше, чем великие княгини из дома Романовых или, например, Матильда Кшесинская, жившая сразу с двумя великими князьями.
Причем никакого логичного объяснения таким тратам не было – у самой Катеньки никаких денег не было, а доходы Сухомлинова и его сбережения были совсем не такими, чтобы ненаглядная супруга тратила не менее 100 тысяч рублей в год. И при этом у Сухомлиновых еще и росли счета в коммерческих банках.
Ответ был прост. В руках Катеньки, точнее, теперь уже Екатерины Викторовны, был ее муж. А в руках мужа – оборонный заказ Российской империи. И его можно было отдать одним фабрикам, а можно другим. Тем, кто правильно оценит передачу заказа и не забудет того, кто этот заказ дал. Только на откатах за поставку обмундирования, как выяснилось в ходе одного из дел в 1912 году, чиновники военного министерства получали миллионы. Благодаря Екатерине Викторовне, например, пулеметы в российскую армию покупали на 50% дороже, чем могли бы. И это – только пулеметы.
И все бы было хорошо. Клубок змей, точнее дельцов, крутившихся у оборонзаказа, и далее получал бы до половины прибыли от контрактов, наверное, еще много лет. Хотя стоит отметить, что Сухомлинов продержался на посту военного министра при Николае II как никто другой. Но тут грянула Великая война. Сначала все думали, что к осеннему листопаду все закончится и гвардия вернется в Петербург с победой. Но наступила осень. Потом пришли холода. Потом наступила весна и распутица. А война все не заканчивалась. Зато обнаружилось, что у русской армии большие проблемы с обмундированием и вооружением.
Вот тогда и вспомнили то, о чем говорили еще до войны:
«Циничная беспринципность, глубокое нравственное безразличие, ветреное легкомыслие в связи с материальной стесненностью и необходимостью прибегать к нечистоплотным услугам разных проходимцев и, наконец, женское влияние, которое цепко держало Сухомлинова в рабстве, – все это делало его легкой добычей ловких людей…»
Вспомнили Сухомлинову и поддержку полковника Мясоедова, выставленного с позором из жандармского корпуса. Да и сам он еще с 1912 года стал в глазах России слишком одиозной фигурой, которую поддерживал Николай II, губя свою царскую репутацию и роя большую яму под фундамент империи. Да еще и Катеньку Сухомлинову назначили заведующей благотворительного Склада императрицы Александры Федоровны, занимавшегося отправкой подарков и посылок на фронт. И Катенька там отличилась, например, так:
«…К моему ужасу, я увидела в газетах объявление, что во всех ресторанах и кабаре (с дурной репутацией) будут продавать напитки в отдел ее склада (мое имя помещено большими буквами) до трех часов утра (теперь все рестораны закрываются в 12), будут танцевать танго и другие танцы в ее пользу. Это произвело убийственное впечатление. Ты запрещаешь (слава Богу) вино, а я, выходит, способствую пьянству ради склада. Это ужасно, и все имели право быть в ярости, раненые также. А адъютанты министра должны были собирать деньги. Уже не было возможности остановить это, поэтому мы просили Оболенского приказать, чтобы рестораны были закрыты в 12, за исключением только приличных… Она принимает деньги и вещи на мое имя, а выдает их от своего имени…»
Это, между прочим, письмо императрицы Александры Федоровны Николаю II. Вы же знаете, что общество недолюбливало императрицу?! А тут еще и такая подстава, сделанная от ее имени. Что подумают люди? Александра Федоровна ведь все правильно описала по поводу того, что люди будут в ярости.
Подставки императрицы стали последней каплей. Впрочем, добавилось еще и дело Мясоедова. Но самое главное – полный провал снабжения армии. В июне 1915 года царь все-таки отправил Сухомлинова в отставку. Так закончилась карьера Катеньки – жены министра.
Надо отметить, что Катенька не бросила мужа в беде. И много раз встречалась с Распутиным, пытаясь через него добиться снисхождения для отставленного министра, которого вся Россия считала шпионом и вором. И надо сказать, у нее получалось – обвиненного в шпионаже Сухомлинова даже отпустили на некоторое время под домашний арест.
Но закончилась эта история все равно плохо – Сухомлинов ушел в закат всеми забытый в нищете. В нищую эмиграцию он отправился один – после того, как бывшему министру удалось с помощью Катеньки уже при большевиках, в начале 1918 года выбраться из тюрьмы, она его бросила. Жаль, но как дальше сложилась жизнь Катеньки неизвестна.
На этом и заканчивается одна из тех историй, которая сгубила репутацию не только ее героев, но и царской семьи. А вместе с ними и великую империю.
Вот и подумаешь, что лучше бы Владимир Бутович никогда не встречал красивую машинистку в далеком начале XX века.
----------
Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.