Ранее я уже однажды оспаривал атрибуцию одного из портретов кисти А.Г.Варнека, сделанную потомком художника Владимиром Варнеком. И вот на сайте, где В. Варнек публикует свои исследования, посвященные произведениям предка, я обнаружил еще одну неверную, на мой взгляд, атрибуцию.
Речь идет о левом из приводимых ниже портретов. Почему в данном случае понадобилось приводить еще и другой портрет, станет ясно из дальнейшего текста.
Интересующий нас портрет (левый) хранится в Государственном музее искусств Казахстана имени А.Кастеева, выполнен А.Г. Варнеком и числится в музейной аннотации как «Портрет молодого мужчины» (заметим в скобках, что вообще персонаж на картине выглядит, скорее на «средний» или «зрелый» возраст, но бог с ним).
Итак, версия В.Варнека. По его мнению, на левом портрете изображен тот же человек, что и на правом – генерал-майор Яков Иванович Слатвинский. Как считает исследователь, на левом портрете Слатвинский запечатлен в более ранний период, еще в полковничьем чине. Дадим слово самому В. Варнеку. Приношу извинения за длинное цитирование, но оно необходимо, чтобы понимать логику выполненной В. Варнеком атрибуции:
«Версия эта появилась не на пустом месте, и основанием для ее появления послужил список работ художника А.Г. Варнека, опубликованный художественным критиком П.П. Каменским в 1839 году в Журнале «Отечественные записки». Вот как выглядит фрагмент из данного списка, позволяющий строить дальнейшее доказательство предложенной версии: «генерал-майора Якова Ивановича Слатвинского, два портрета, поясные, находятся у него, один в полковничьем, а другой в генеральском мундире…»
Далее В. Варнек сначала описывает портрет Я.И. Слатвинского (правый из приведенных выше двух портретов):
«Изображен в мундире генерал-майора по Армии с орденами Св. Георгия 4-й степени (крест в петлице), Св. Владимира 4-й степени (крест в петлице), Св. Анны 2-й степени (крест на шее), с медалью «В память Отечественной войны 1812 года» (бронзовая на Владимирской ленте) и знаком отличия «За XXX лет беспорочной службы» (на Георгиевской ленте).
Слатвинский <…> по окончанию 1-го Кадетского корпуса в 1800 г. прапорщик мушкетерского генерала Тинькова полка. С 1802 г. – подпоручик, затем поручик (1809), штабс-капитан (1812), капитан (1813), подполковник (1817), полковник (1826) 1-го Кадетского корпуса. С 1831 г. – батальонный командир корпуса. В 1835 г. произведен в генерал-майоры с состоянием по Армии". Даты получения наград в [2] не указаны, исключая дату получения Ордена Св. Георгия 4-го кл. (награжден им 26 ноября 1826 г., будучи еще полковником).
Поскольку остальные награды получены в предыдущие годы, то общее число орденов на портрете Слатвинского-полковника и Слатвинского-генерала должно быть одним и тем же. И полное совпадение всех наград на обоих портретах должно явиться одним из доказательств тому, что на «портрете молодого мужчины» изображен именно полковник Слатвинский. Но до сопоставления наград, обсудим визуальное сходство моделей на обоих портретах.
При этом, несмотря на не очень хорошее качество файлов, можно прийти к выводу, что такое сходство имеется. У Слатвинского-полковника и Слатвинского–генерала круглые лица, одинаковые пропорции лиц, сравнительно короткие носы, почти одинаковые рисунки губ, одинаковые разрезы глаз и некоторая удовлетворенность самим собой. Но на более позднем портрете появился второй подбородок, и можно предположить, что он был написан лет на пять – семь позже первого портрета. А учитывая датировку второго портрета, предложенную Г.А. Гунбиным, приходим к заключению, что портрет Слатвинского – полковника А.Г. Варнек написал ок. 1830 г., когда ему было ок. 45-ти лет.
Ну а теперь сопоставим и награды, вид и форма которых на мундире генерала полностью соответствуют приведенному выше списку наград… … можно заключить, что на груди полковника «присутствуют» все три ордена, прежде всего красный Орден Св. Владимира 4-й степени в области шеи и белый (оловянного цвета) Орден Св. Георгия 4- го класса.
На портрете полковника нет еще знака отличия «За XXX лет беспорочной службы», но это означает лишь то, что данный портрет был выполнен тогда, когда этим знаком он еще не был награжден, т.е. до (!) 1830-го года. Что касается последней награды – бронзовой медали «В память Отечественной войны 1812 года», то, вероятно, что она была вручена Слатвинскому, когда он уже стал генерал-майором.
Таким образом, имеются все основания утверждать, что на обоих приложенных к миниатюре портретах запечатлен никто иной, как многодетный отец Слатвинский Яков Иванович».
Не берусь оценивать проведенное В. Варнеком сравнение внешности персонажей двух портретов, но все его построения разбиваются вдребезги всего двумя аргументами. Прежде, чем я их изложу, посмотрим на разбираемый портрет еще раз - крупнее и без «пары»
1. Награды у персонажей не совпадают. У персонажа портрета слева «в области шеи», как выразился В. Варнек, крест ордена Св. Владимира не 4-ой, а 3-ей или 2-ой степени (на левой стороне груди портретируемого, почти полностью закрытая лентой, находится звезда какого-то ордена, которая может быть владимирской и таким образом означать 2-ю степень награды). У персонажа левого портрета орден Св. Анны не 2-ой, а 1-ой степени. Таким образом, если бы на обоих портретах был изображен один человек, левый портрет не мог бы быть выполнен ранее правого, поскольку на нем изображены более высокие степени орденов! То, что В. Варнек принимает за орден Св. Георгия 4- го класса (который в действительности, разумеется, не имеет «оловянного цвета», поскольку покрыт белой эмалью, и носится не на шее, а на левой стороне груди) на самом деле является знаком прусского ордена Красного орла. Данных о награждении которым Слатвинского сам же В.Варнек не приводит.
2. Персонаж левого портрета изображен в мундире, которого Я.И. Слатвинский носить не мог. По приведенным В. Варнеком данным, будучи полковником (и ранее), Слатвинский служил офицером 1-го Кадетского корпуса. Однако шитье на воротнике персонажа не имеет ничего общего с шитьем, установленным для кадетских корпусов. Шитье на воротнике и отсутствие эполет однозначно свидетельствуют, что перед нами – чиновник военного ведомства. См. на иллюстрациях ниже рисунок шитья на воротники офицеров кадетских корпусов (первый рисунок, посередине) и классных чиновников Военного министерства (второй рисунок).
Таким образом, на приведенных в начале материала двух портретах изображены, по-видимому, разные люди, и на левом из них – точно не Я.И. Слатвинский.
Кто же это в таком случае?
Ранее (причем еще до того, как В. Варнек высказал свою версию про Слатвинского) практически общепринятой была выполненная А.М. Горшманом атрибуция рассматриваемого портрета как изображения Александра Петровича Гове, в период наполеоновских войн служившего в высоких чинах по провиантской части, а в 1813 г. переименованного в генерал-майоры. Горшман пользуется среди специалистов неоднозначной репутацией, многие его атрибуции оказываются неверными, и в данном случае он оказался прав лишь отчасти – Гове действительно должен был носить похожий мундир. Однако с наградами есть несовпадение – у Гове была лишь 2-ая степень ордена Св. Анны, а не 1-ая, как у персонажа портрета. Зато у Гове был золотой крест за взятие Праги, отсутствующий на портрете.
В последнее время появилась версия, что на портрете изображен Павел Андреевич Иванов, с 1801 по 1820 гг. занимавший различные должности по комиссариатской части, затем назначенный смотрителем военных госпиталей, а позднее, согласно Википедии, ставший членом совета Министерства внутренних дел. Здесь и по мундиру, и по наградам в целом все сходится, если портрет был написан еще до того, как Иванов вошел в совет МВД – у Министерства внутренних дел рисунок шитья был свой, не такой, как изображен на портрете. К сожалению не нашел для иллюстрации в хорошем качестве рисунок шитья МВД.
Еще один момент. Как мы помним из начала материала, В. Варнек занимался атрибуцией «Портрета молодого мужчины», выполненного его (не мужчины, а В. Варнека. В смысле В.Варнек тоже мужчина, но другой))))) предком А.Г. Варнеком и хранящегося в Государственном музее искусств Казахстана имени А. Кастеева. Однако аналогичный портрет (копия? авторское повторение?) хранится также в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева, подписан как «портрет военного» и числится произведением… В.Л. Боровиковского. Правда, под знаком вопроса. «Вот такая загогулина, понимаешь» (с).
И наконец, замечу, что «окончательная», наиболее аргументированная версия атрибуции персонажа данного портрета (про Иванова) стала мне известна уже в ходе подготовки настоящего материала. Когда я начал его писать, мне были известны только версия В. Варнека (про Слатвинского), ошибочность которой мне была очевидна, и Горшмана (про Гове), которая представлялась сомнительной. Если бы я с самого начала был осведомлен о версии про Иванова, я бы, пожалуй, не стал бы писать эту статью. Но надеюсь, что материал был интересен хотя бы с точки зрения отражения самого процесса атрибуции портретов и столкновения в этой области различных версий.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.