На тяжелые грузовики Daewoo корейцы сегодня ставят новые моторы DX12. Представленные на выставке СТТ 2022 самосвалы Daewoo Novus CR8M7 8х4 и CL7D7 6х4, автобетоносмеситель CL7M3 6х4 и седельный тягач CL4T8 6х4 были оснащены именно этими двигателями.
Сходства и различия
Конструктивно Doosan DX12 схожи с моторами MAN 2866, Scania DC12, Mercedes-Benz OM457 или нашим ЯМЗ‑650, лицензионным Renault dCI11. То есть здесь чугунный блок со сменными гильзами, распредвал в блоке, штанги, четыре клапана на цилиндр, турбонаддув, интеркулер, топливная система с электронным управлением, водомасляный теплообменник. Но, разумеется, есть отличия. Здесь уже надо проводить параллели с рядными шестицилиндровыми Doosan DL06 и DL08. Во-первых, на них применяются общие для всех цилиндров чугунные головки блока, а не раздельные, как на MAN 2866, Scania DC12 и OM457. Второе, гильзы – «сухие». У «сухих» гильз, по сравнению с «мокрыми», есть ряд достоинств – более жесткий и прочный блок, «вода» из-за уплотнений гильз никогда не пойдет в поддон, мотор не боится кавитации. Недостаток один – худший теплоотвод, но корейцы с этим тоже справились. Кстати, «сухие» гильзы на своих больших моторах успешно применяет Hino, раньше широко использовал MAN и Mercedes-Benz.
Поршни на моторах Doosan DX12 цельноалюминиевые, с залитой термокомпенсирующей стальной вставкой и чугунной для поршневых компрессионных колец. Привод распредвала, компрессора и топливного насоса – спереди. Топливная аппаратура – Common Rail с компонентами производства Bosch. Турбокомпрессор самый простой, без электронного регулирования. Для поставок в Россию, даже сейчас, несмотря на санкции и упрощение сертификации, двигатели DX12 идут в исполнении Евро‑5. Хотя можно было бы опуститься и до уровня Евро‑4. Протестов у перевозчиков наверняка не будет.
Здесь применяется технология нейтрализации отработавших газов с впрыском водного раствора мочевины – системой SCR, то есть с AdBlue. Обычно, в сравнении с двигателями Евро‑4, у моторов Евро‑5 увеличивают дозировку подачи мочевины и перенастраивают под новые нормы электронноуправляемую топливную систему. Так поступают Volvo и Mercedes-Benz. Корейцы также не применяют на Евро‑5 ни сажевого фильтра, ни коварную рециркуляцию ОГ – систему EGR.
Если мочевина закончилась, или при поломке системы нейтрализации, двигатель переводится в аварийный режим работы – выдает только 40 % мощности. Если мочевина замерзает в морозы, система полностью отключается, не уменьшая мощность двигателя. Зная о возможной заправке грузовика плохой российской соляркой, специалисты Daewoo Trucks обязательно устанавливают дополнительный топливный фильтр-отстойник типа Separ 2000, который действенно защищает топливную систему от преждевременного износа. На тягаче отстойник поставили на раме, с правой стороны.
Меняем масло
Маслозаливная горловина и щуп доступны под фальшрадиаторной панелью кабины. Для проверки уровня масла, поднимать кабину нет нужды. Как и на других Daewoo Novus, в том числе на «четырехоснике» 8х4, на тягаче воздухозаборник расположен под самой крышей, там же смонтирован и небольшой лабиринтный «циклон». Сам воздушный фильтр двухступенчатый, с двумя последовательными бумажными элементами, вставленными один в другой. Эта схема применяется на европейских самосвалах, она эффективна, бережет поршневую группу при работе на запыленных дорогах.
При среднесуточных пробегах грузовика менее 500 км, периодичность замены моторного масла составляет 40 000 км. При пробегах по магистралям свыше 500 км в день, масло можно менять и на 50 тысячах. Если условия эксплуатации очень сложные, с низкими скоростями движения, с большими нагрузками на двигатель, как это бывает при работе тягача с тралом на перевозках строительной техники, то масло желательно менять на пробеге меньшем, чем 40 тыс. км. В средней полосе рекомендуют использовать масло вязкостью SAE 10W40 или 15W40, для холодных регионов – 5W40. Код API CI‑4, ACEA-E5. Предпочтительны следующие производители и марки масел: GS Caltex DIC Kixx D1 10W40, Total Rubia Tir 7400 10W40, SK ZIC 5000. Но все это необходимо уточнять у дилеров.
На пять литров меньше
Новый мотор Doosan DX12 по экономичности должен быть не хуже прежнего DV11. Для примера, в 2008 году, когда в Россию поставляли первые самосвалы Daewoo Novus 6х4 именно с двигателем DV11, выяснилось, что «кореец» более экономичен, чем КАМАЗ‑6520. Замеры проводили на скорости 60 км/час при полной массе 35 тонн. Самосвал Daewoo расходовал почти 30 литров солярки на сотню километров. В сравнении с КАМАЗ‑6520 6х4 с «родным» мотором V8 мощностью 360 л. с., разница в расходе составляла почти 5 литров. Кстати, столь же хорошие результаты по расходу показывал и КАМАЗ‑6520, но с экономичным дизелем Cummins ISL 8.9 литра.
Другие материалы:
Теперь нас можно читать в Telegram