Найти в Дзене
про это

Почему Мона Лиза так известна?

Оглавление
Леонардо да Винчи, Мона Лиза , 1503 г, масло, деревянная панель, ЛУВР, ПАРИЖ
Леонардо да Винчи, Мона Лиза , 1503 г, масло, деревянная панель, ЛУВР, ПАРИЖ

«Эй, Мона Лиза, можно мне пойти на свидание в пятницу?» пел Вайклеф Джин на дебютном альбоме Fugees в 1994 году. Примерно полвека назад Нэт Кинг Коул напевал о Моне Лизе как о даме с мистической улыбкой в ​​песне, получившей «Оскар». Перенесемся в 2018 год, когда влиятельная пара Бейонсе и Джей-Зи акцентировала свое музыкальное видео, снятое в Лувре, видами пары, стоящей перед знаменитым портретом, который постоянно — как следует из названия песни — видит, как толпы кричат ​​«Апешит».

От итальянского Ренессанса до современной музыкальной сцены и за его пределами портрет Леонардо да Винчи, изображающий флорентийскую женщину на фоне горного пейзажа, вызвал отклик у людей во всем мире. Ее популярность такова, что некоторые пытались осквернить ее , чтобы привлечь внимание к себе и своим делам. И ее образ присвоили себе все, от Марселя Дюшана до Вирджила Абло .

Что такого особенного в Моне Лизе и почему мы так заботимся о ней? Профессор истории и недавний биограф Леонардо Уолтер Айзексон утверждает, что она известна, потому что зрители могут эмоционально взаимодействовать с ней. Другие утверждают, что ее тайна помогла ей стать печально известной.

Вот взгляд на некоторые из вероятных причин нашей глобальной одержимости этой женщиной с оттенком сепии.

Мы не уверены, кто она.

Леонардо начал работу над культовым портретом примерно в 1503 году, когда жил во Флоренции, но не закончил его более десяти лет. Ранние источники, такие как историк искусства 16-го века Джорджио Вазари, описавший Мону Лизу в «Жизнеописаниях самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов », утверждают, что это Лиза Герардини, жена флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Однако художник не отдал картину Герардини, а вместо этого взял ее с собой, когда уехал из Италии, чтобы работать на короля Франции Франциска I.Происхождение картины не раскрывает личность женщины, и Леонардо не оставил никаких визуальных подсказок, как он это сделал в нескольких других своих портретах женщин. В «Даме с горностаем » (1489–1491) пушистое существо отсылает к древнегреческому слову, обозначающему ласкоподобных животных, галле , которое звучит как фамилия его натурщицы, Сесилии Галлерани. Точно так же показанная здесь Джиневра де Бенчи (ок. 1474–1478) увенчана кустом можжевельника, или ginepro по-итальянски - игра слов от ее имени.Некоторые теории, такие как теория Вазари, предполагают, что Леонардо так и не закончил свой портрет Герардини, и что Мона Лиза - это портрет мецената Изабеллы д'Эсте (Изабелла Гуаланда), двоюродной сестры Галлерани.

Леонардо да Винчи, Джиневра де Бенчи (ок. 1474–1478), масло, панель
Леонардо да Винчи, Джиневра де Бенчи (ок. 1474–1478), масло, панель

Она не такая, как другие.

Леонардо был известен своими экспериментами и новаторством, и Мона Лиза не исключение. Эрудит эпохи Возрождения нарушил строгий профиль, характерный для многих итальянских портретов того времени (например, « Портрет Джованны дельи Альбицци Торнабуони » Доменико Гирландайо , выше), и, включив руки своей модели, он сделал ее более доступной, чем те, что изображены на портрете стандартный вид бюста.

Портрет также выполнен в фирменном сфумато Леонардо, дымчатом мягком фокусе (воздушной перспективой), который устраняет резкие линии и границы, что делает кожу объекта сияющей. Под этой раскаленной поверхностью Леонардо (всегда ученый) продемонстрировал свое новое понимание мускулатуры лица. Пока он рисовал Мону Лизу, он также изучал анатомию, вскрывая трупы в морге больницы Санта-Мария-Нуова, что помогло ему создать первый известный анатомический рисунок улыбки.

«В этой работе Леонардо была такая приятная улыбка, что созерцать ее было скорее божественно, чем человечески», — писал Вазари о Моне Лизе. «Это было не что иное, как живое».

Доменико Гирландайо, Портрет Джованны дельи Альбицци Торнабуони (1489–1490), смешанная техника на панели
Доменико Гирландайо, Портрет Джованны дельи Альбицци Торнабуони (1489–1490), смешанная техника на панели

Ее ограбили.

Несмотря на комплименты Вазари, искусствоведы не начинали восхвалять картину как шедевр эпохи Возрождения до 1860-х годов. Лувр приобрел картину в 1804 году, но она не привлекала слишком много посетителей до 1911 года, когда заголовки прочно утвердили ее в общественном сознании.В том же году Винченцо Перуджа, итальянский плотник, работавший в Лувре, решил украсть ее, сунув под куртку и выйдя из музея одним августовским днем. Инцидент спровоцировал заседание французского кабинета министров и отставку директора Лувра по картинам.Вдохновленные последовавшим безумием в СМИ, посетители музеев отправились посмотреть на пустое место, где она висела в Лувре. Были напечатаны открытки, изготовлены и проданы куклы Моны Лизы, бренд корсетов был назван в ее честь (предвосхищая то, как она привыкла продавать самые разные товары). Еще большие толпы пришли посмотреть на нее, когда она выздоровела два года спустя: более 100 000 человек посмотрели ее в Лувре только за первые два дня.

1913 год, Мона Лиза на выставке в галерее Уффици во Флоренции. Директор музея Джованни Поджи (справа) осматривает картину, которую вскоре должны вернуть в Лувр
1913 год, Мона Лиза на выставке в галерее Уффици во Флоренции. Директор музея Джованни Поджи (справа) осматривает картину, которую вскоре должны вернуть в Лувр

Она стала бесконечным источником оммажей и пародий.

К 1914 году Мона Лиза стала очень узнаваемой, что сделало ее созревшим объектом для присвоения.Через год после того, как она была триумфально возвращена в Лувр, русский супрематик Казимир Малевич создал коллаж в смешанной технике « Композиция с Моной Лизой » (1914) с ее цветной репродукцией в центре. Марсель Дюшан вскоре создал LHOOQ (1919), используя монохромную открытку Моны Лизы в качестве реди-мейда, на которой он нарисовал усы, эспаньолку и буквы (которые, если читать вслух по-французски, звучат как «Elle a chaud au cul» или «Она жарко в заднице»).За ним последовали и другие канонические художники. Фернан Леже написал «Джоконду с Кле» (1930), Филипп Халсман создал Дали в образе Моны Лизы (1954), а Фернандо Ботеро создал пухлую Мону Лизу в 1959 году, которую он повторил в 1978 году. Портрет Леонардо стал предметом одной из картин Энди Уорхола. самые ранние работы по шелкографии в 1963 году, когда поп-художница использовала репродукцию из брошюры Метрополитена, чтобы скопировать и сериализовать свой портрет.После расцвета Уорхола, когда экономический бум 1960-х годов принес пользу рекламе (особенно в Соединенных Штатах), Мона Лиза начала регулярно появляться в маркетинговых кампаниях. В течение 1970-х годов она появлялась примерно в 23 новых рекламных объявлениях в год, а в следующем десятилетии это число увеличилось до 53 в год. Ее внешний вид придавал изделиям печать исторической важности, а также способствовал ее собственной популярности.

Фернандо Ботеро, Мона Лиза (1978), холст, масло
Фернандо Ботеро, Мона Лиза (1978), холст, масло

Она парижская достопримечательность.

Бум 1960-х годов, который усилил рекламные кампании, также положил начало массовому туризму, когда Париж стал главным международным направлением. Мона Лиза покидала французскую землю всего несколько раз с тех пор, как Леонардо привел ее ко двору Франциска I в начале 16 века, что сделало ее почти такой же постоянной достопримечательностью, как и другие парижские туристические направления.

Те несколько раз, когда она покидала свое место в Лувре, только подпитывали лихорадку Моны Лизы, причем самый яркий из них произошел в 1963 году, когда Жаклин Кеннеди помогла получить кредит, чтобы показать ее в Национальной галерее искусств и Метрополитен-музее в Нью-Йорке. К ней относились как к знаменитости, Кеннеди приветствовали ее и устроили официальный ужин (на десерт были Poires Mona Lisa, вареные груши, покрытые шоколадным соусом и запеченные в тесте). Американцы обратили на нее внимание и пришли посмотреть на нее толпами: за шесть недель ее пребывания в Соединенных Штатах музеи посетили 1 751 521 человек. Аналогичный тур повторился десятилетие спустя, когда «Мона Лиза» отправилась в Японию; Последовавшее за этим внимание международных средств массовой информации укрепило ее статус иконы.

Из-за своей хрупкости Мона Лиза вряд ли когда-нибудь снова покинет Лувр, и посетители, которые совершают паломничество, чтобы увидеть ее там, находят ее в самом большом зале музея — Зале государств, комнате, когда-то использовавшейся Наполеоном III для законодательных заседаний. . Ее пуленепробиваемый корпус и обозначенная стена свидетельствуют о ее элитном статусе. Просочившийся отчет Министерства культуры Франции за 2018 год показал, среди прочего, что даже со всеми шедеврами, содержащимися в постоянной коллекции Лувра, девять из десяти посетителей утверждают, что приходят, чтобы увидеть даму Леонардо.

Эбби Роу, первая леди Жаклин Кеннеди, присутствует на открытии выставки Моны Лизы в Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия, 1963 год
Эбби Роу, первая леди Жаклин Кеннеди, присутствует на открытии выставки Моны Лизы в Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия, 1963 год




Музеи
137 тыс интересуются