«Эй, Мона Лиза, можно мне пойти на свидание в пятницу?» пел Вайклеф Джин на дебютном альбоме Fugees в 1994 году. Примерно полвека назад Нэт Кинг Коул напевал о Моне Лизе как о даме с мистической улыбкой в песне, получившей «Оскар». Перенесемся в 2018 год, когда влиятельная пара Бейонсе и Джей-Зи акцентировала свое музыкальное видео, снятое в Лувре, видами пары, стоящей перед знаменитым портретом, который постоянно — как следует из названия песни — видит, как толпы кричат «Апешит».
От итальянского Ренессанса до современной музыкальной сцены и за его пределами портрет Леонардо да Винчи, изображающий флорентийскую женщину на фоне горного пейзажа, вызвал отклик у людей во всем мире. Ее популярность такова, что некоторые пытались осквернить ее , чтобы привлечь внимание к себе и своим делам. И ее образ присвоили себе все, от Марселя Дюшана до Вирджила Абло .
Что такого особенного в Моне Лизе и почему мы так заботимся о ней? Профессор истории и недавний биограф Леонардо Уолтер Айзексон утверждает, что она известна, потому что зрители могут эмоционально взаимодействовать с ней. Другие утверждают, что ее тайна помогла ей стать печально известной.
Вот взгляд на некоторые из вероятных причин нашей глобальной одержимости этой женщиной с оттенком сепии.
Мы не уверены, кто она.
Леонардо начал работу над культовым портретом примерно в 1503 году, когда жил во Флоренции, но не закончил его более десяти лет. Ранние источники, такие как историк искусства 16-го века Джорджио Вазари, описавший Мону Лизу в «Жизнеописаниях самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов », утверждают, что это Лиза Герардини, жена флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Однако художник не отдал картину Герардини, а вместо этого взял ее с собой, когда уехал из Италии, чтобы работать на короля Франции Франциска I.Происхождение картины не раскрывает личность женщины, и Леонардо не оставил никаких визуальных подсказок, как он это сделал в нескольких других своих портретах женщин. В «Даме с горностаем » (1489–1491) пушистое существо отсылает к древнегреческому слову, обозначающему ласкоподобных животных, галле , которое звучит как фамилия его натурщицы, Сесилии Галлерани. Точно так же показанная здесь Джиневра де Бенчи (ок. 1474–1478) увенчана кустом можжевельника, или ginepro по-итальянски - игра слов от ее имени.Некоторые теории, такие как теория Вазари, предполагают, что Леонардо так и не закончил свой портрет Герардини, и что Мона Лиза - это портрет мецената Изабеллы д'Эсте (Изабелла Гуаланда), двоюродной сестры Галлерани.
Она не такая, как другие.
Леонардо был известен своими экспериментами и новаторством, и Мона Лиза не исключение. Эрудит эпохи Возрождения нарушил строгий профиль, характерный для многих итальянских портретов того времени (например, « Портрет Джованны дельи Альбицци Торнабуони » Доменико Гирландайо , выше), и, включив руки своей модели, он сделал ее более доступной, чем те, что изображены на портрете стандартный вид бюста.
Портрет также выполнен в фирменном сфумато Леонардо, дымчатом мягком фокусе (воздушной перспективой), который устраняет резкие линии и границы, что делает кожу объекта сияющей. Под этой раскаленной поверхностью Леонардо (всегда ученый) продемонстрировал свое новое понимание мускулатуры лица. Пока он рисовал Мону Лизу, он также изучал анатомию, вскрывая трупы в морге больницы Санта-Мария-Нуова, что помогло ему создать первый известный анатомический рисунок улыбки.
«В этой работе Леонардо была такая приятная улыбка, что созерцать ее было скорее божественно, чем человечески», — писал Вазари о Моне Лизе. «Это было не что иное, как живое».
Ее ограбили.
Несмотря на комплименты Вазари, искусствоведы не начинали восхвалять картину как шедевр эпохи Возрождения до 1860-х годов. Лувр приобрел картину в 1804 году, но она не привлекала слишком много посетителей до 1911 года, когда заголовки прочно утвердили ее в общественном сознании.В том же году Винченцо Перуджа, итальянский плотник, работавший в Лувре, решил украсть ее, сунув под куртку и выйдя из музея одним августовским днем. Инцидент спровоцировал заседание французского кабинета министров и отставку директора Лувра по картинам.Вдохновленные последовавшим безумием в СМИ, посетители музеев отправились посмотреть на пустое место, где она висела в Лувре. Были напечатаны открытки, изготовлены и проданы куклы Моны Лизы, бренд корсетов был назван в ее честь (предвосхищая то, как она привыкла продавать самые разные товары). Еще большие толпы пришли посмотреть на нее, когда она выздоровела два года спустя: более 100 000 человек посмотрели ее в Лувре только за первые два дня.
Она стала бесконечным источником оммажей и пародий.
К 1914 году Мона Лиза стала очень узнаваемой, что сделало ее созревшим объектом для присвоения.Через год после того, как она была триумфально возвращена в Лувр, русский супрематик Казимир Малевич создал коллаж в смешанной технике « Композиция с Моной Лизой » (1914) с ее цветной репродукцией в центре. Марсель Дюшан вскоре создал LHOOQ (1919), используя монохромную открытку Моны Лизы в качестве реди-мейда, на которой он нарисовал усы, эспаньолку и буквы (которые, если читать вслух по-французски, звучат как «Elle a chaud au cul» или «Она жарко в заднице»).За ним последовали и другие канонические художники. Фернан Леже написал «Джоконду с Кле» (1930), Филипп Халсман создал Дали в образе Моны Лизы (1954), а Фернандо Ботеро создал пухлую Мону Лизу в 1959 году, которую он повторил в 1978 году. Портрет Леонардо стал предметом одной из картин Энди Уорхола. самые ранние работы по шелкографии в 1963 году, когда поп-художница использовала репродукцию из брошюры Метрополитена, чтобы скопировать и сериализовать свой портрет.После расцвета Уорхола, когда экономический бум 1960-х годов принес пользу рекламе (особенно в Соединенных Штатах), Мона Лиза начала регулярно появляться в маркетинговых кампаниях. В течение 1970-х годов она появлялась примерно в 23 новых рекламных объявлениях в год, а в следующем десятилетии это число увеличилось до 53 в год. Ее внешний вид придавал изделиям печать исторической важности, а также способствовал ее собственной популярности.
Она парижская достопримечательность.
Бум 1960-х годов, который усилил рекламные кампании, также положил начало массовому туризму, когда Париж стал главным международным направлением. Мона Лиза покидала французскую землю всего несколько раз с тех пор, как Леонардо привел ее ко двору Франциска I в начале 16 века, что сделало ее почти такой же постоянной достопримечательностью, как и другие парижские туристические направления.
Те несколько раз, когда она покидала свое место в Лувре, только подпитывали лихорадку Моны Лизы, причем самый яркий из них произошел в 1963 году, когда Жаклин Кеннеди помогла получить кредит, чтобы показать ее в Национальной галерее искусств и Метрополитен-музее в Нью-Йорке. К ней относились как к знаменитости, Кеннеди приветствовали ее и устроили официальный ужин (на десерт были Poires Mona Lisa, вареные груши, покрытые шоколадным соусом и запеченные в тесте). Американцы обратили на нее внимание и пришли посмотреть на нее толпами: за шесть недель ее пребывания в Соединенных Штатах музеи посетили 1 751 521 человек. Аналогичный тур повторился десятилетие спустя, когда «Мона Лиза» отправилась в Японию; Последовавшее за этим внимание международных средств массовой информации укрепило ее статус иконы.
Из-за своей хрупкости Мона Лиза вряд ли когда-нибудь снова покинет Лувр, и посетители, которые совершают паломничество, чтобы увидеть ее там, находят ее в самом большом зале музея — Зале государств, комнате, когда-то использовавшейся Наполеоном III для законодательных заседаний. . Ее пуленепробиваемый корпус и обозначенная стена свидетельствуют о ее элитном статусе. Просочившийся отчет Министерства культуры Франции за 2018 год показал, среди прочего, что даже со всеми шедеврами, содержащимися в постоянной коллекции Лувра, девять из десяти посетителей утверждают, что приходят, чтобы увидеть даму Леонардо.