Найти в Дзене

Ключи Царства Небесного. Ключи дома Давидова. Ключи разумения.

"Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".
(Матф.16:18,19)

Бытует мнение, что Иисус Христос дал апостолу Петру ключи от Царства Небесного. И многие представляют Петра, стоящего у ворот Рая. Как привратника с ключами. Но если внимательно читать Евангелие, то после выражения "дам тебе ключи", мы не увидим предлога "от". Можете проверить это, его нет ни в синодальном переводе Евангелия, ни в церковно-славянском, ни в дословном переводе с греческого:

-2

Другими словами, это ключи не ОТ Царства Небесного. Это ключи ИЗ Царствия Небесного.

Объясню следующим примером. Представьте себе огромный особняк с множеством комнат внутри. От каждой комнаты есть свой ключ. Но кроме того, у смотрителя дома имеется главный ключ, который открывает все двери. Такой ключ мы бы назвали - ключ смотрителя. Обратите внимание, не ключ ОТ смотрителя. Не ключ, открывающий смотрителя. А ключ, принадлежащий смотрителю. Который открывает все двери, на которые распространяется власть этого смотрителя. Так же логика применима к выражению "ключи Царства Небесного". Они не от Царства Небесного. Они открывают те двери, на которые распространяется власть Царства Небесного.

Что это за двери? Что этими ключами открывается? Об этом сказано в том же месте Евангелия от Матфея в 16 главе:

"...и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах..."

Обратите внимание на то, ГДЕ заповедал Христос использовать эти ключи. Он сказал: "Что свяжешь на земле" и "Что разрешишь на земле". Т.е. использовать ключи предстояло на земле. А уж затем, что было разрешено или связано на земле, повторялось на Небесах.

Итак, мы видим, что этими ключами открываются не двери Рая на Небесах. Это ключи для использования на земле. Ими открываются и закрываются некие двери на земле. А если точнее, с их помощью что-то связывается или разрешается на земле. Но связанное или разрешённое на земле, связывается и разрешается на Небе. Но уже кем-то другим и какими-то другими ключами.

Но что именно связывается или разрешается?

Рассмотрим, где ещё в Священном Писании говорится о таких или похожих ключах. Одно из таких мест - пророчество Исаии о Елиакиме, который после стал начальником дворца во времена царя Езекии:

"И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина,и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит"". (Ис.22:20-22)

В данном случае из контекста чётко видно, что под ключом Давидовым имеется в виду власть, а если говорить точнее - обязанность принимать определённые решения. Об обязанностях говорит фраза "возложу на рамена его". То есть это не просто власть, но земной крест для Елиакима, назначенный Господом. Итак, владелец ключа - это тот который несёт ответственность. Тот, на кого возложены Богом определённые обязанности. Тот, кто в рамках этих обязанностей, имеет власть принимать ключевые решения, отворять и запирать. Да так, что никто после это изменить не сможет.

Второй раз мы встречаем ключ Давидов уже в Новом Завете, в книге Откровения. Опять он выступает в виде пророческого образа, но на этот раз в пророчестве Иоанна Богослова. И в этот раз владельцем ключа Давидова обозначен сам Христос:
"И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный,
имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит..." (Откр.3:7)
Что ж, теперь мы знаем, Кто разрешает на Небе, разрешённое на земле. И связывает на Небе то, что было связано на земле. Это Господь наш Иисус Христос. Именно у Него главный, небесный комплект ключей.

Христос, кстати, использовал образ ключа и обращаясь к законникам, книжникам и фарисеям. А в их лице ко всему ветхозаветному Израилю.
"Горе вам, законникам, что вы взяли
ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали". (Лук.11:52)
Когда-то Израильскому народу был выдан земной комплект ключей. Здесь они называются ключом разумения. Потому что одной из главных обязанностей израильского народа в ветхозаветные времена - было хранение знаний о Слове Божьем. Хранение знаний и пониманий пророчеств о грядущем Христе. И обязанность открывать эти знания всему миру. Но... Они, обладая властью разуметь, со своими обязанностями не справились.

Возвращаемся к апостолу Петру. Христос называет его камнем, и провозглашает - "на сем камне Я создам церковь Мою". И далее, уже как представителю церкви, обещает дать ключи. Как мы выше разобрали - это символ власти, в рамках возложенных на него обязанностей. Земной комплект ключей. Проекция ключей небесных, владельцем которых является сам Христос.

Святые отцы в толкованиях на эту часть Евангелия пишут, что те ключи, которые были даны Петру, были даны и другим апостолам. А всё, что сказано Христом Петру, распространялось и на других апостолов. Потому что все они были разосланы по миру, как первые основатели христианских церквей. То есть ключи эти принадлежат не конкретной личности, а самой церкви. Церковь Христова в рамках возложенных на неё Христом обязанностей, связывает или разрешает на земле то, что будет связано или разрешено Христом на Небесах.

Так что же это?
В первую очередь это касается всех церковных таинств: крещения, миропомазания, покаяния (исповеди), причащения, таинства брака, священства и елеосвящения. Например, когда священник объявляет влюблённых мужем и женой, то связывает их на земле. А Христос тут же связывает их на Небесах. Это касается и таких вопросов, как церковные традиции, монашеские уставы. Или, например, канонизация святых подвижников. Это и те самые ключи разумения, которые ранее были у израильских законников. Всё, в этом смысле, связанное или разрешённое на земле, связывается и разрешается Христом на Небе.