Хотя на самом деле во время прочтения не отпускало впечатление, что в футбол играют не мячом, а нервной системой читателя. Речь пойдет о книге Кондзабуро Оэ «Футбол 1860 года», хотя при чем здесь футбол, я не могла понять примерно до середины книги. Но прежде, чем перейду к разбору сюжета, обязательно хочу сказать несколько слов об издании, которое попало мне в руки.
Книга 1990 года, выпущена в Москве издательством «Правда» под заглавием «Опоздавшая молодежь». И, действительно, большая половина книжного блока занята именно этим романом. Тема молодежи вообще очень близка Оэ, о чем он неоднократно признавался в различных интервью. Эта тема также широко присутствует в романе «Футбол 1860 года».
А сама книга попала на мои полки из библиотеки знакомых, вместе с двумя мешками других интересных книг (пару лет спустя я все еще не дочитала эти книги, но максимально близка к завершению).
Заинтересовал роман, в первую очередь, как одно из главных произведений писателя, оказавшее влияние на вручение Кондзабуро Оэ Нобелевской премии по литературе в 1994 году.
Кстати, Карелу Чапеку, про которого я писала в предыдущей статье, в премии отказали по политическим мотивам — роман «Война с саламандрами» сочли оскорбительным для руководства нацистской Германии.
Признаюсь, чтение японской литературы связано для меня с некоторыми сложностями: я отдаю предпочтение динамичным сюжетам, доброй иронии и некоторой душевной «простоте» персонажей, но совершенно противоположное можно увидеть у Кондзабуро Оэ, Харуки Мураками, Юкио Мисимы и даже немного у Рюноске Акутагавы.
«Футбол 1860 года» – роман, который я оценила по достоинству не сразу, а лишь по прошествии некоторого времени. Возвращаясь мысленно к тексту, сюжету, находила все новые и новые талантливые речевые обороты, вникала в действия героев, которые при первом чтении кажутся абсурдными, инфантильными (порой так и было) и абсолютно нелогичными. Иногда приходилось напоминать себе сделать поправку на восточный менталитет.
Если открыть биографию Кондзабуро Оэ, можно заметить, насколько роман автобиографичен: герой – прототип автора, подобно Кондзабуро рассуждает о природе войн и насилия, вспоминает своего недееспособного ребенка (первый сын Кондзабуро Оэ родился с серьёзым повреждением головного мозга), раз за разом возвращается к теме смерти и наблюдает за молодёжью.
В «Футболе 1860 года» главное действующее лицо, - рассказчик, - на протяжении всего романа рефлексировал, зациклившись на трудных событиях прошлого. Ребенок, родившийся с отклонениями, друг, что «выкрасил голову в красный цвет..», жена, что не может уснуть без алкоголя и, конечно, младший брат – духовный «антагонист» героя, - все это раз за разом терзает душу главного персонажа, обрастает подробностями и на протяжении всей книги влияет на рассказчика и на общий меланхоличный тон повествования.
Что мы найдем в книге: историю двух братьев (старший – Мицусабуро или просто Мицу – рассказчик, и младший - Такаси или Така), которые около 1960-х годов возвращаются в деревню на Сикоку, где провели детство. Параллельно с общими воспоминаниями братьев, которые сильно разнятся и приобретают часто противоположный оттенок, перед нами разворачивается история деревни, вооруженные столкновения прошлого, традиции и быт населения.
Любопытна вторая сюжетная линия, где раскрывается история столетней давности (1860 год), и где в центре внимания оказываются «отец и брат отца», отражение которых мы можем найти в самих Мицусабуро и Такаси.
И даже события такого далекого прошлого преломляются внутри современных братьев, и каждый находит в судьбах предков то, что не готов признать другой.
Что же произошло в этой лесной деревне, какая судьба постигла отца и брата отца, какую роль в истории играет молодежь и сами братья – этого я не стану рассказывать, чтобы не лишить вас удовольствия от чтения книги «Футбол 1860 года» Кондзабуро Оэ.
А как вы относитесь к японской литературе?
#книги #чтение #литература #Япония #книжныйобзор