Найти в Дзене
ИСТОЧНИК

Зеркальные отражения

Известный сатирик Михаил Задорнов в свое время назвал Россию страной с непредсказуемым прошлым. На самом деле непредсказуемым является не само по себе прошлое, а его переосмысление будущими поколениями. История России за последние сто лет переполнена драматическими событиями, и многим людям трудно воспринимать ее без эмоций. Непредсказуемой является и официальная идеология государства по отношению к прошлому. Еще тридцать лет назад считалось, что революция 1917 года в России открыла новую эру в истории человечества – эру социализма. Затем отношение поменялось: коммунистов стали считать бандитами, а то и вовсе инфернальными злодеями. Весь советский период стал восприниматься как какое-то трагическое недоразумение. Громкие лозунги вроде «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» за долгие годы так достали советских граждан, что они были готовы поверить в любую ахинею, лишь бы она не соответствовала официальной советской идеологии (помнится длинный анекдот от Сергея Курехина, что Ленин к концу жизни превратился в гриб). Многие начали фантазировать о том, как здорово бы мы жили, если бы в Гражданской войне победили белые. В Екатеринбурге на месте расстрела царской семьи воздвигнут храм, в Иркутске установлен памятник Колчаку. Просто диву даешься от такого переосмысления собственной истории.

Однако многие россияне удивились бы еще больше, узнав о подобной ситуации в Испании. Только в этой стране дело обстоит с точностью до наоборот. В 1936–1939 гг. там шла гражданская война. С одной стороны республиканцы с разными оттенками красного цвета – левые либералы, социалисты, коммунисты сталинской ориентации, троцкисты, анархисты. С другой – правые силы под руководством генерала Франсиско Франко, которому уже во время гражданской войны был присвоен чин генералиссимуса. Гражданская война сопровождалась голодом, разрухой, иностранной интервенцией, террором с обеих сторон. В общем, всё как у нас, ну или почти всё. СССР помогал в этой войне республиканцам, это общеизвестно. Менее известным является то обстоятельство, что на стороне Франко сражалось около сотни русских белогвардейцев, среди них – деникинский генерал-майор Анатолий Фок. Примерно сорок добровольцев составляли русский национальный отряд при дружинах карлистов-монархистов. Боевой лозунг карлистов – «За бога, короля и Родину!». Звучит почти как «За веру, царя и отечество!». Впрочем, справедливости ради надо сказать, что некоторые русские белоэмигранты воевали на стороне республиканцев. Что касается левых ребят, особенно анархистов, то они проводили много интересных социальных мероприятий. Имущим классам, особенно помещикам и католическому духовенству, крепко досталось от пламенных борцов за свободу и справедливость.

-2

На исчезающе короткое время испанские революционеры создали модель бесклассового общества, об этом подробно написал Джордж Оруэлл, побывавший в Барселоне в самый разгар событий. Повсюду были развешены черно-красные знамена, отовсюду раздавалась песня «A las barricadas» на мелодию «Варшавянки» – гимн анархо-синдикалистов. Воодушевление масс было впечатляющим. Однако внутри республиканского лагеря были очень серьезные противоречия, подогреваемые вмешательством СССР. В 1937 году республиканское правительство пошло войной на своих вчерашних товарищей – троцкистов и анархистов. Это было одной из причин поражения второй испанской республики (первая была в XIX веке также непродолжительное время). Но победа Франко не далась легко. После победы правых сил в Испании свирепствовал террор – франкистский режим безжалостно уничтожал своих возможных противников. В августе 1939 года по приговору военного суда в Мадриде были расстреляны тринадцать молодых девушек и женщин, большинство из которых не достигли совершеннолетия, – испанский вариант истории молодой гвардии. Сам Франко совершенно искренне считал себя спасителем Испании от «коммунистической заразы». Республиканцы называли франкистов фашистами, но был ли режим Франко фашистским – это вопрос дискуссионный.

К 1960-м годам этот режим постепенно эволюционировал от откровенно кровавой террористической диктатуры к достаточно умеренному авторитарно-консервативному, хотя репрессии происходили вплоть до смерти диктатора. В 1947–1975 гг. Испания была интересным государством – официально называлась королевством, но никакого короля не было, вся полнота власти находилась у каудильо. В 1975-м Франсиско Франко умер, королем стал Хуан Карлос. Приняв власть по воле диктатора, молодой король оказался сторонником либеральной демократии. В 1981 году в Испании произошел путч, но король проявил политическую волю, не позволив правым силам восстановить авторитарный режим. Поведение Хуана Карлоса оказалось неожиданностью для многих, даже генеральный секретарь испанской компартии Сантьяго Каррильо Соларес, участвовавший в гражданской войне, защищая республику, воскликнул перед телекамерами: «Боже, храни короля!». Тем не менее в современной Испании скорее принято сочувствовать пламенным революционерам 1936 года, чем восхвалять франкистский режим. И это притом, что страна остается монархией, – конституционной, конечно, но все-таки монархией. И флаг современной Испании тот же, что во время гражданской войны развевался над позициями франкистов.

-3

В фильме Висенто Аранды «Поборницы свободы» есть момент, где республиканцы рассматривают в бинокль это самый флаг со словами «фашистские ублюдки!». В современных испанских фильмах о гражданской войне франкисты показаны извергами и палачами, а коммунисты и анархисты – благородными романтиками, борцами за народное счастье. Они потерпели жестокое поражение, но светлая им память. Вот такое переосмысление прошлого имеет место в Испании. Последний памятник Франко был демонтирован в 2009 году, так что не только у нас сносят памятники. Впрочем, вопрос об их сохранении – уже несколько другая тема. А вот по поводу сослагательного наклонения в истории кое-что сказать можно. С момента окончания гражданской войны в России прошло девяносто лет, в Испании – более семидесяти. Срок вполне достаточный для того, чтобы выровнялись все перегибы, как правые, так и левые. Историческое развитие общества – процесс закономерный, но, с другой стороны, и субъективный фактор нельзя недооценивать. Россия и Испания в XX веке прошли через разные перипетии развития, но как сто лет назад, так и сейчас эти страны не являются наиболее развитыми. Современная Испания хоть и относится к так называемому золотому миллиарду, но по уровню жизни своих граждан заметно отстает не только от Франции или Германии, но даже от Италии (с другой стороны, Испания вместе с этими странами входит в Евросоюз, обладающий некоторыми признаками единого государственного образования).

О России можно говорить очень много, но в контексте общемирового развития человеческого потенциала современная Россия держит все-таки чуть более высокую планку, чем Российская империя в начале двадцатого века, то есть степень отставания нашей страны от наиболее передовых стран мира сто лет назад была несколько большей, чем сейчас.

Испания в начале XX века отставала от стран первого эшелона примерно в той же степени, что и в наши дни. Так что ни красные, ни белые, ни правые, ни левые не могли вытянуть эти страны в авангард мирового развития, но, с другой стороны, Россию и Испанию не постигла судьба какого-нибудь Афганистана, что не так уж плохо.

Александр БАРАНОВСКИЙ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!